Как подготовить ребёнка к первому посещению детского сада. Часть 2

Анжелика Мартынова

d sad

Неделю назад мы начали вас знакомить с подготовкой ребенка к изменениям в жизни, связанным с посещениями детского сада. Рассказали, как знакомить малыша с детьми. Аналогичный опыт знакомства пригодится и с «новыми взрослыми».

Если ребёнок постоянно был только с вами, старайтесь знакомить его с родственниками, соседями, вашими друзьями. На вашем примере, ребенок будет учиться общаться со старшими, следите как вы разговариваете, как ведёте себя в общении. Подготавливая ребенка в будущем к общению с воспитателями и взрослыми, постарайтесь заранее договориться со своими знакомыми и называть их вместе с ребенком по имени отчеству, ведь именно так он будет обращаться к воспитателям в детском саду. Объясняйте ребенку, почему и в чём различие, почему кого-то он называет тетя и дядя, а кого-то таким странным длинным именем. Конечно, возможно, ребенок не сразу будет понимать, зачем ему такие сложные «новые правила», - и тут всё дело в его столь юном возрасте, но маленькими шажочками он обязательно будет следовать этим правилам и брать во всём пример именно с вас.

Так же крайне важно сохранять в общении с ребенком максимальное для него ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира. Как я уже писала, проговаривайте обо всех предстоящих изменениях и ближайших событиях, и пусть это будут для вас вроде бы мелочи, - для малыша это важно. Говорите куда вы с ним идёте, готовьтесь вместе, если ждете гостей, проговаривайте с ребенком, кто придёт к вам, рассказывайте о том, как прошел ваш день и спрашивайте какой день был у него, давайте маленькие задания для помощи вам в магазине, что бы он напоминал вам, что необходимо купить, ребенку хочется чувствовать важность и огромную значимость в общих с вами делах. Обо всем говорите ребенку заранее, помните — для нас это обычный мир с повседневными делами, а для ребенка все деревья ещё очень большие, мир огромный для него и такой ещё загадочный и незнакомый.

Важность наличия семейных ритуалов уже известна, создавайте и для ребенка свои с ним традиции, они могут быть любыми, главное регулярность и их повторение из раза в раз, читайте вместе книги перед сном, придумайте свою песенку, стишок или потешку, перед началом какого либо дела, обязательный поцелуй перед сном и эти главные слова «Я тебя люблю» на ночь. Пусть это станет вашим с ребенком ритуалом, это определенные скрепляющие вас узы надежности и привязанности в вашей семье, это успокаивает ребёнка и придаёт уверенность. И на примере многих семей, укрепляет отношения не только с детьми, но и между взрослыми. А с ребенком, понаблюдайте, что ему нравится, и если ритуалов ещё нет, всегда есть время придумать их, здесь нет ограничений и сроков.

Хочу отметить значимость игры в жизни ребенка, особенно до его похода в 1 класс, и здесь дело в особенности развития, в определяющей ведущей деятельности ребёнка младшего возраста, - через игру они познают мир. Понаблюдайте, во что играет ваш ребенок, как он играет, берёт ли инициативу в игре на себя, как долго может играть, играет ли он один, или предпочитает играть с другими детьми. Слушайте, о чём говорит ребенок в игре, какие роли выполняют его игрушки, добрые это игры или в игре чувствуется определенное напряжение.

Через игру многое можно понять, что происходит в жизни ребенка, что он чувствует, как он относится к чему-то или кому-то. И именно в игре, мы - взрослые можем найти подход к ребенку, разговаривая с ним на одном языке. А по поводу длительности по времени и умения разнообразить игру, хочу отметить то, что это значительно ускоряет и помогает ребенку в адаптации в новом коллективе. Если по каким-то причинам ваш ребёнок не играет самостоятельно, здесь опять дело за вами. Помогите ему, начинайте играть вместе, берите инициативу сначала в свои руки, показывайте, как играть с кубиками, машинками, куклами, и постепенно передавайте ребёнку главенствующую роль, пусть он предлагает свои идеи в игре, пусть это станет его игрой, а он там будет самый главный, постепенно оставляйте его одного в игре, и вы увидите, что ребёнок так будет увлечён своей историей, что и не заметит вашего в ней отсутствия.

Не придумывайте сложные сюжеты в игре, дети в возрасте 3-х лет играют в основном в действия. Учите своим примером, придумывать игру самостоятельно, задавайте наводящие вопросы, пусть теперь малыш берёт вас игру, а не вы его, так он будет чувствовать себя взрослым и ответственным за его же выстроенные правила игры и роли. И пусть будет для вас всё это нелогично, главное, что ребёнок делает это сам.

Хочу обратить внимание на ценность развития у ребенка навыков самообслуживания. Когда малыш придёт в садик, ему будет так намного спокойнее, и адаптация будет проходить легче. Кушать самостоятельно ложкой, пить из чашки, ходить в туалет. Будет замечательно, если получается самому одеваться и снимать с себя одежду, пусть минимально, но сам. И в этом вопросе, будет хороша практика обучения через игру, кормление любимых плюшевых зверей или кукол, укладывание их спать, совместная прогулка, - всё это благоприятно сказывается на желании самому научиться делать всё самостоятельно, ведь именно так ребенок начнёт ощущать себя большим и значимым, осознавать, как важна его помощь другим. Помогайте ребёнку стать самостоятельным, но не делая что-то за него, а делая это вместе с ним.

Для успешной адаптации ребёнка в детском саду хорошо бы заранее узнать и заблаговременно начать привыкать к этим изменениям. В садике есть определенный режим дня, узнайте его. Подготавливая ребенка к детскому саду, начинайте уже дома знакомить его с новыми интересными изменениями, когда он пойдет в садик. Ложится ребенок днем спать, проговаривайте о том, что и в садике ребята сейчас ложатся спать, идёте на прогулку, проговаривайте, что и сейчас ребята собираются гулять. Создавайте новые привычки и те ассоциативные связи, чтобы данные действия были обычны и не создавали для ребенка дискомфорт на первых этапах, когда он пойдёт в дошкольное учреждение. На период адаптации вещи и действия должны быть максимально предсказуемы, малыш должен знать, что за чем идёт, и что будет потом. Как я уже писала, разговаривайте, пусть это будет настолько часто, настолько необходимо именно вашему ребенку. И помните, что дети смотрят на своих родителей, - спокойны вы, - спокойны и они. Говорите о садике и его работниках с уважением, это же отношение будет транслировать и ваш малыш. Дети всегда копируют взрослых, и то, какими они будут, зависит от нас и нашего отношения к ним, окружению и себе!


denisova small

Анжелика Мартынова - психолог, преподаватель, педагог, аспирант СПбГУ, действительный член ОППЛ, экспертный член Межрегиональной общественной организации "Развитие психологической помощи", кандидат Международной ассоциации "Позитивно-динамической психотерапии", г. Москва