Продолжим разговор о формировании у детей гармоничного отношения к деньгам.
Некоторые родители, чтобы научить своего ребенка с детства зарабатывать деньги, а заодно замотивировать его на отличную учебу, платят ребенку за пятерки. Вспоминается история десятилетней давности, когда в одной семье родители разработали целую систему материального поощрения и наказания. Если ребнок получал пятерку – ему платили десять рублей. Если четверку – пять рублей. Если ребенок получал тройку, то денег ему не давали, а если двойку, то он должен был отдать родителям тридцать рублей. И, разумеется, в этой семье возникли проблемы с ребёнком из-за денег.
Ребенок стал обманывать. Он стал рисовать в дневнике пятерки, пытался подделывать подпись учительницы. Получив в один день две двойки, он вовсе «потерял» дневник. А когда родители привели его ко мне, и я спросила, что его так сильно испугало, что он потерял дневник, то девятилетний мальчик признался, что потратил все деньги, и у него нет шестидесяти рублей, чтобы рассчитаться с родителями.
На семинаре для родителей я предлогаю поговорить о том, как родители приучают своих детей грамотно обращаться с деньгами, и много раз слышала настороживающие меня точки зрения. Систем материального поощрения и штрафов я узнала несколько. В одной семье ребенку объяснили, что когда он ходит в школу – то это для него как бы работа. И поэтому родители будут платить ему зарплату за каждый учебный день по пятьдесят рублей. (Почему именно по пятьдесят, я так и не поняла). Если ребёнок прогуливает урок или получает двойку, то этот школьный день ему не оплачивается. Фактически, родители подтолкнули ребенка к тому, чтобы обманывать и погуливать уроки. Если он случайно получит двойку, то дальше в этот день можно уже ничего не делать. Можно уйти с уроков гулять, все равно результат один: денег не дадут. Я считаю очень вредным для ребенка фиксировать его так на получении денег. В результате ребёнок не получает удовольствия от процесса учебы, он боится сделать ошибку, получить плохую оценку.
В другой семье родители решили платить ребёнку за помощь в домашних делах. Помыл посуду – тридцать рублей, вынес мусор – пятнадцать. Убрал в зале – пятьдесят рублей. В своей комнате при этом ребенок должен убирать бесплатно. Это его обязанность. Если не убрал – штраф. Или тридцать рублей плати, или не пойдёшь гулять. Иван (папа) с гордостью говорил о том, что сам разработал такую систему, и теперь их сын с удовольствием убирает, моет посуду и делает другие домашние дела, так как у него есть в этом материальная заинтересованность. Я спросила Ивана, не боится ли он, что сын теперь за любую помощь станет просить у них деньги, что без денег к нему нельзя будет обратиться? Иван ответил, что таких проблем у них пока не было, но как-то притих…
В психологии и педагогике существуют разные точки зрения по поводу приучения ребенка к обращению с деньгами. Одни специалисты высказываются за материальное стимулирование, другие против. Американские психологи предлагают удерживать из карманных денег ребенка ту сумму, которая необходима для возмещения материального ущерба, в случае, когда ребенок нанёс такой ущерб имуществу родителей, соседей или школы, в которой он учится. Некоторые российские специалисты поддерживают эту точку зрения. Я не могу с этим согласиться. Я считаю, что если ребенок нанёс ущерб чьему-то имуществу, то важно, чтобы он подумал о том, как он может эту ситуацию исправить. Важно, чтобы ребенок знал, что вы – родители на его стороне. Что возникшая неприятность – это общая неприятность для него и для вас. Что вы готовы всегда ему помочь, что вы не осуждаете его, а сочувствуете ему. Нужно, чтобы вы с ним вместе обсудили возможные варианты исправления возникшей ситуации и предложили этот вариант пострадавшей стороне. Если ребёнок может сам поговорить с человеком, которому нанес ущерб, то пусть он сделает это. Если ему нужна для этого ваша помощь, то спросите, какая именно, и помогите. Если у вас недостаточно денег на покрытие ущерба, и ваш ребенок может внести свой вклад из карманных расходов, очень хорошо, но при условии, что он сам готов сделать это. Давить на него, используя чувство вины – нельзя. Самое главное, чтобы финансовая сторона не оказалась важнее ваших с ребенком взаимоотношений.
В ситуации, которую я описывала в первой части этой статьи, Алёша обижался на Светлану, потому что действительно думал, что деньги для неё важнее, чем он. Он считал, что для мамы его настроение, его удовольствия, его комфорт – это не причина, чтобы потратить деньги. Для детей бывает сложно понять, что такое пять тысяч или три тысячи. Когда родители покупают им одежду, игрушки, подарки – это выражение любви. А когда родители начинают говорить о финансовом эквиваленте покупок, то ребенок начинает считать что мама и папа его любят или не любят «на три тысячи рублей». О том, как разделить «люблю» и «покупаю», я писала ранее в рубрике Лесенка в статье о Внимании. А здесь очень важно сказать о том, как приучить ребенка к пониманию стоимости денег, к умению их считать и планировать траты.
Если ваш ребенок владеет основами арифметики, то есть ему восемь – девять лет, то его уже можно привлекать к составлению сметы затрат перед походом в магазин. Можно ему предложить вместе посчитать, сколько денег нужно вашей семье на продукты. Попросите его помочь, подсказать, что обязательно нужно включить в смету. Обсудите и напишите, что вы собираетесь купить. Пусть ваш ребенок откроет холодильник и посмотрит, каких продуктов там не хватает. Очень хорошо, если ваш ребенок уже знает, из чего варят кашу и что кладут в борщ. Если нет, то теперь он сможет познакомиться с составом блюд, которые ест каждый день. Через некоторое время ребёнок сможет сам планировать закупку продуктов на семью и будет знать, сколько на это нужно денег. Вы можете вместе с ним посчитать, на сколько дней хватает закупленных продуктов. Девяти – десятилетний ребенок вполне может рассчитать, сколько денег нужно вашей семье в месяц на продукты. В этом же возрасте можно просить ребенка помочь заплатить за коммунальные услуги. Ему можно предложить самому суммировать все квитанции и определить, сколько денег нужно взять в сберкассу, или проверить, достаточно ли денег гна карте, если оплаяиваете через личные кабинеты или Госуслуги. Совресенные способы оплаты о долставки продуктов экономят время, при этом возникают некоторые другие сложности с обучением детей бережному отношению к деньгам. Когда ребёнок принес вам сдачу из магазина, проверьте правильность сдачи и похвалите ребенка за то, что он сумел всё правильно посчитать. Скажите своему ребенку, что вам приятно, что у вас вырос такой замечательный помощник или помощница.
Если ребёнок ошибся в сдаче, скажите, чтобы он не расстраивался, и спросите, как это получилось. Если ребенок потерял несколько монеток, скажите, что это бывает и у вас, и что вы уверены, что в следующий раз он будет ещё более бережливо относиться к деньгам.
Если ребенок купил себе на сдачу сладости и съел их, скажите ему: «На здоровье! Только как же ты теперь будешь обедать (или ужинать)? Ты в следующий раз, когда захочешь купить себе сладости, приноси их домой, чтобы съесть после еды, да и папу было бы хорошо угостить».
Если ребёнка обсчитал продавец, то придётся идти вместе с ним в магазин и разбираться.
Тема сдачи не возникает при онлайн оплате, но можно поговорить о том, на что может хватить оставшихмся денег, если вы уже готовы посвящать ребенка в финансовую ситуацию своей семьи. Наличие кредитных карт также усложняет задачу обучения ребенка бережливости и понимания цены деньгам. Надо больше объяснять и разговаривать. Приводить примеры.
Главное, у ребенка должно сформироваться отношение, что деньги в семье – это общее достояние. Взрослые зарабатывают их на работе. Когда ребёнок помогает родителям в домашних делах, - фактически он делает вклад в общую копилку своим трудом, потому что это позволяет вам отдохнуть, придя с работы, а выходной день провести не только в уборке, а вместе погулять, поиграть во что-то, сходить в гости.
Через неделю я дам ответы на наиболее частые вопросы родителей на тему воспитания у детей правильного отношения к деньгам.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар