Причины подросткового суицида. Роль родителя в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях

Светлана Степанова

podrostki

В современной жизни мы видим изменения семейных ценностей, а также изменения во взаимоотношениях поколений и решении вечного вопроса проблем детей и родителей. Мы перестали слышать и понимать друг друга, перестали выстраивать доверительные отношения со своими детьми, не пытаемся сегодня слышать истинную проблему, причину изменения поведения наших детей.

И, зачастую мы не можем правильно реагировать на те малозаметные вначале звоночки и угрозы, для своевременного реагирования на которые нужны знания и определенные умения оперативно оказать поддержку несовершеннолетнему в ситуации угрозы жизни.

В жизни каждого подростка может возникнуть трудная для него жизненная ситуация, и, в независимости от возраста, ребенок сталкивается с ситуациями, в которых не видит выхода. В силу подросткового возраста решить определенную проблему представляется сложным в связи с тем, что нет жизненного опыта в решении тех проблем, с которыми сталкивается несовершеннолетний.  И для того, чтобы понимать своего ребенка, родителям необходимо быть диликатными и чуткими, выстроить мост доверия, чтобы заглянуть во внутренний мир ребенка и понять истинную причину его кризисного состояния. Родителям важно быть внимательными и вовремя распознать признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

Родители должны понимать, что для подростка любая ситуация, которую он считает сложной, может стать субъективно неразрешимой. И чаще всего, взрослые недооценивают всю серьезность глубоких переживаний детей. То, что взрослый оценивает как мелочь, ребенок может воспринимать как непреодолимую трудность, а то и трагедию.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

  • жизненные ситуации, воспринимаемые им как невыносимо трудные;
  • психологическое давление, которое оказывается через Интернет-ресурсы;
  • ситуации, связанные с учебой, в частности, в период подготовки к итоговой аттестации, и другое.

Чаще всего дети скрывают свои истинные переживания от родителей, поэтому очень важно знать и общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями, знать социальное окружение ребенка, близких друзей.

Что же делать, если ребенок переживает кризисную ситуацию?

Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком. Быть активным слушателем, не перебивать и не обесценивать чувства ребенка. Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда он выговорится.

И главное, помнить, что то, что для взрослого кажется пустяком, для ребенка это может быть поводом для очень серьезных душевных переживаний. Родители могут помочь своему ребенку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния, и вовремя окажут ему поддержку.

Главная задача - научить ребенка правильно формировать позитивные жизненные цели, постараться создать комфортные условия для существования и эмоционального благополучия, а также помогать в преодолении трудностей в обучении ребенка, оптимизировать отношения в семье.


mihaylova small

Светлана Степанова - педагог-психолог БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, г. Чебоксары