В продолжение разговора о формировании у детей гармоничного отношения к деньгам я отвечу на вопросы, которые мне чаще всего задают на эту тему.
Родители:
- Когда нужно начинать давать ребенку деньги, доверяя совершать покупки самостоятельно?
- На этот вопрос однозначно ответить, назвав возраст, сложно. У разных детей – это по-разному. Одни дети в пять лет могут сходить за хлебом, рассчитаться в магазине и принести домой сдачу, или в 6 лет взять у вас карту, рассчитаться, введя пин-код. а другие в восемь могут потерять деньги, забыть сдачу, или вместо хлеба купить сникерс. Всё равно, приучать ребенка к самостоятельным покупкам нужно с шести до восьми лет. Для этого сначала нужно делать покупку вместе с ребенком и предложить ему отсчитать деньги, которые нужно заплатить в кассе за какую-то одну покупку (то есть за один предмет или продукт).
Пусть ребёнок сам посчитает, сколько денег нужно дать кассиру, и сколько ему должны дать сдачи, а вы проверьте, насколько правильно он это делает. С картой механизмы другие. Важно, чтобы у ребенка был реальный денежный аналог покупок, помимо знания, что есть некие деньги на карте и на них можно что-то купить. Если ребенок во время оплаты покупки всё сделал правильно, то он готов к самостоятельным покупкам. Несколько раз будьте рядом с ребенком, когда он оплачивает покупку, но не вмешивайтесь, и похвалите своего ребенка за то, что он хорошо справился с покупкой. Для того чтобы приучить ребенка к правильному обращению с деньгами, очень полезна игра «Касса» или «Магазин», разные версии которой продаются в магазинах игрушек. В этой игре должны быть игрушечные «деньги». Когда дети в детском саду или дома с друзьями играют в ролевую игру, в которой один является продавцом или кассиром, а остальные покупателями, то дети обучаются правильно считать деньги, запоминают номиналы купюр и монет, принятых в обращение в нашей стране, готовятся к реальным покупкам и расчетам в магазинах.
- Нужно ли разрешать ребенку оставлять сдачу себе?
– Это вопрос выбора родителей. Важно только, чтобы ребенок говорил о том, сколько у него осталось денег, и на что он хотел бы их потратить.
- Полезно или вредно маленькому ребенку иметь копилку?
- Я считаю, что полезно. Полезно помечтать, что можно будет купить, когда копилка станет полной. Хорошо, когда у него есть своя карта. Важно, чтобы он о ней знал. При этом необходимо эту карту контролировать, только мягко и деликатно, чтобы не получилось, что ребенок будет хотеть что-то купить, а Вы ему каждый раз будете жестко обрывать эту возможность. Хорошо, когда ребенок учится откладывать деньги на приобретение чего-то важного для него, даже если малыш потом передумает это покупать, захочет потратить деньги на что-то другое. Родители на семинарах делились своей радостью, когда ребенок принимал решение разбить копилку, чтобы купить подарок маме на день рождения. Очень приятно бывает родителям, когда ребенок разбивает копилку, чтобы отдать родителям недостающую сумму на приобретение чего-то нужного всей семье. Самое главное, чтобы собирание денег в копилку не превратилось в «накопительство» любой ценой, когда ребенок начинает вытряхивать у родителей из кошелька всю мелочь и спрашивать у гостей, есть ли у них с собой десятирублевые монеты. И при этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином своей копилки, и родители не забирали у него деньги без его осознанного добровольного согласия.
- Что делать, если ребёнок потерял деньги?
- Нужно с ним поговорить о том, что он думает и чувствует по этому поводу. Иногда дети, чтобы скрыть свое огорчение, начинают смеяться или делать вид, что ничего не произошло, или успокаивать родителей. Родители, не поняв причин такого поведения ребенка, начинают ругать его или возмущаться его легкомысленностью. Очень важно в этой ситуации не обвинять ребенка, а поговорить с ним о том, какие выводы он сделал из возникшей ситуации. Как он может эту ситуацию исправить, нужна ли ему в этом ваша помощь, если нужна, то в чем.
- Что делать, если вы обнаружили у своего ребенка деньги, и не знаете, откуда они у него? А сам ребенок говорит, что нашел на улице.
- Это вопрос доверия. Если вы чувствуете, что не можете доверять в этой ситуации своему ребенку, то лучше обратиться к психологу, который поговорит с ребенком об источнике появления у него денег и выяснит истинную ситуацию. Не показывайте своему ребенку, что вы ему не доверяете. Это обижает детей. Дети обычно думают: «Зачем мне говорить правду, если мне все равно не верят?»
- Когда у родителей возникает вопрос, как лучше давать ребенку деньги на карманные расходы: каждый день или на неделю вперед, чтобы он учился рассчитывать свои предстоящие расходы, я предлагаю задать его ребенку.
Пусть ребёнок подумает и решит, как ему будет удобнее, если он сомневается, что для него лучше, обсудите этот вопрос вместе. Пусть он проговорит все «за» и «против» обоих вариантов. Главное, чтобы вы не вселили в него свои опасения по поводу его отношения к деньгам. Один папа, выдавая одиннадцатилетнему сыну деньги на неделю на карманные расходы, сказал: «Смотри, относись внимательно к деньгам, а то потратишь все сразу, а потом, когда тебе ещё понадобится, будешь опять просить у меня. А если я не дам, - начнешь экономить на школьных завтраках». Стоит ли удивляться тому, что у мальчика так и получилось? Отец дал ему достаточно четкие, даже пошаговые инструкции, как ему себя «не надо» вести, которые ребёнок честно выполнил. (Мозг частицу «не» не воспринимает, реагируя на информацию, стоящую за значимыми словами). Ребенок может ошибаться, делать разные попытки, пробовать по очереди оба варианта.
- Для чего вообще давать ребенку деньги на карманные расходы?
- Когда у ребёнка есть хотя бы незначительная сумма, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, то у него формируется навык выбора, на что потратить деньги и получения удовольствия от этого выбора. Ребёнок может купить что-то приятное, сделать подарок другу, купить и поделить на всех шоколадку или пригласить девочку в кино. У него появляется навык распоряжаться деньгами раньше, чем он начнет их зарабатывать.
Карманные расходы – понятие достаточно широкое, и в разных семьях по этому поводу существуют разные традиции. В одних семьях карманными расходами считается то, что ребёнок может захотеть купить, когда гуляет с друзьями. В других это просто некая фиксированная сумма, а на что её ребенок потратит – никак не регламентируется. Иногда считается, что карманные деньги ребенок может тратить на сладости, и отдельно ему сладости не покупают. Иногда считается, что карманные деньги – это на все, кроме транспорта, еды и одежды. – В общем, сколько людей, столько и мнений. Важно, чтобы взгляды на статьи расходов на карманные деньги ребенка совпадали у всей семьи, и чтобы ребёнок чувствовал удовольствие от расходования карманных денег.
Для детей очень важно, чтобы родители им доверяли. Деньги – это прекрасный инструмент, позволяющий показать ребенку, что ты ему полностью доверяешь и практически это доверие воплотить!
Я вообще считаю, что важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится, - и тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар