Можно и нельзя

Татьяна Василец

m nelza

Мне не раз приходилось слышать, что детей до пяти лет стоит воспитывать по японской методике, не запрещая ничего. От пяти до пятнадцати лет, наоборот - в строгости, и вводить понятие "нельзя". А с пятнадцати лет - быть с ребенком на равных и с уважением. На самом деле японцы не позволяют ни вседозволенности, ни жесткости в воспитании детей.

Давайте посмотрим на воспитание маленьких детей с точки зрения психологии и медицины. До года ребенок очень привязан к матери. К двум-двум с половиной годам он начинает воспринимать себя более самостоятельным. В это время появляется фразовая речь, ребенок говорит о себе "я". С двух до пяти у ребенка проявляется, так называемый, детский негативизм, когда ребенок пытается самоутверждаться: "я сам!" - и отвергает помощь взрослых. "Не хочу есть. Не хочу гулять!" - он пробует границы возможного.

Мудрый родитель не станет эмоционально реагировать на протесты малыша, а позволит проявить самостоятельность там, где это возможно и мягко или более требовательно, в зависимости от ситуации, направит ребенка в нужную сторону. Здесь можно применять разные приемы в зависимости от возраста и конкретного ребенка, например,

  • убеждения: "кашу есть надо, чтобы вырасти большим и сильным";
  • переключение внимания: "а мы сейчас съедим кашу и пойдём гулять на площадку";
  • мягкую настойчивость: "все хорошие мальчики едят кашу, ты ведь хороший мальчик".

Ребёнок периодически проверяет границы дозволенного. И если в этом возрасте ничего не запрещать, то границы дозволенного не формируются, а у ребенка появляется ощущение вседозволенности и избалованности. 

Сформировать эти границы в более старшем возрасте бывает очень трудно, так как уже сформировался определенный стереотип поведения и потребительское отношение к миру: "Мне все должны!" В социуме (в детсаду, в школе) это неуспешная стратегия, так как когда не совпадают ожидания, появляются обиды.

В то же время нельзя создавать множество строгостей и запретов, так как можно сломать эту только начавшую формироваться личность. Сломленный ребёнок становится послушным, удобным для взрослых, он всё делает с оглядкой на мнение старших, его самостоятельность подавлена.

Здесь нужна золотая середина, которая позволяет вам лучше понять своего малыша, оградить его от неприятностей. Спокойно и мудро сотрудничайте с собственным ребёнком, позволяя ему становиться самостоятельным там, где он уже может, одобряя его в этом и останавливая его там, где он неправ. 

Если запреты обоснованы и объяснены ребенку, то он принимает и усваивает это даже в двухлетнем возрасте. При таком воспитании ребенок развивается гармонично, осознавая свои возможности и возможности других людей.


labodina small

Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа