«Развитие происходит из точки покоя.»
Гордон Ньюфелд
В предыдущем выпуске, продолжая обсуждение темы раннего развития, мы поговорили о важности игры в жизни ребенка. Вспомнили о том, что у игры не только терапевтическая функция (в процессе свободной игры ребенок может расслабиться, снять эмоциональное напряжение, отреагировать накопившиеся эмоции), но и развивающая (развиваются и совершенствуются все познавательные процессы: воображение, речь, внимание, память, ощущения).
Упомянули также дидактические игры и их разновидности (важно выбирать игры соответственно возрасту ребенка и не забывать, что обучающий характер не должен быть очевиден ребенку, то есть образовательные результаты, по сути, являются побочным эффектом). В общем, резюмирую словами Л. Петрановской: «Самое лучшее, что мы можем сделать для развития наших детей в нежном возрасте, – не мешать им играть».
Ребенок развивается, потому что это заложено природой. Он активно исследует и экспериментирует, когда находится в безопасности, – родители любят его, принимают, поддерживают. Если сформирована надёжная привязанность, тёплые и доверительные отношения с родителями, то ребенок отправляется познавать и проверять на прочность этот мир. Тогда появляется необходимость обсудить с ним некоторые правила личной безопасности, поведения в местах большого скопления народа, а также особенности взаимодействия с другими людьми.
Обилие гаджетов, позволяющих следить за местонахождением и передвижениями ребенка или моментально с ним связаться (геометки, умные часы, смартфоны), лишь создают иллюзию контроля и безопасности. Ребенок должен знать о границах дозволенного и вовремя обратиться за помощью, если почувствует необходимость в этом. Поэтому сегодня осветим важные и сложные темы: личные границы, правила безопасности, особенности общения с чужим взрослым.
Долгое время тема полового воспитания оставалась недостаточно освещённой в нашей стране. К счастью, ситуация изменилась и сейчас мы имеем множество детских книг, доступно рассказывающих и корректно показывающих, чем мальчики отличаются от девочек, как происходит взросление, откуда берутся дети и т.д. (например, Юлия Ярмоленко «Интимный ликбез с родителями и без», Елизавета Лосева «Книга про это», Анна Герцог «Не в капусте и не аист» и др.).
Важно начинать разговоры с детьми об их интимных границах с раннего возраста и называть все органы своими именами (в том числе и половые), рассказывать о «правилах трусиков», или «нижнего белья». Никто не может касаться интимных мест ребенка (кроме него самого, мамы и врача под её контролем), заставлять показать интимные места или смотреть на интимные места другого человека). Важно обсудить «хорошие» прикосновения («Можно ли я тебя обниму?») и «плохие» (если кто-то прикасается к интимным зонам, принуждает делать что-то неприятное, то стоит громко и четко говорить: «Нет! Стоп! Мне не нравится!»). Необходимо донести до ребенка, что можно и нужно себя защищать, просить помощи не стыдно!
Следующая важная тема – правила поведения в местах большого скопления народа (парки, фестивали, торговые центры и т.д.). Если вы идете гулять туда, где будет толпа, то одевайте ребенка ярко – так будет проще держать его в поле зрения. Если ребенок на «личном транспорте», научите его не отдаляться слишком сильно. Необходимо периодически останавливаться и проверять, видит ли он родителей, если нет, то стоять и ждать. Если ребёнок потерялся, то он должен стоять на месте, громко звать родителей, никуда не ходить с другими взрослыми, можно обратиться за помощью к женщине с ребенком или полицейскому.
И последнее, о чём поговорим сегодня, это правила взаимодействия с чужим взрослым.
По статистике, в России ежедневно пропадает минимум 50 детей; 90 % детей помогут незнакомому взрослому спасти котенка, несмотря на запрет родителей покидать детскую площадку.
Итак, обучаем ребенка правилам поведения в экстренной ситуации (примерно с 4 лет). Если взрослый сам проявляет интерес к ребёнку (например, на детской площадке, в игровой комнате), то это уже должно насторожить. Адекватные люди не подходят к чужим детям, чтобы предложить конфету, игрушку, дать погладить песика – это правило родителей. Рассказываем, что злодеи выглядят по-разному (и юноша с питомцем, и женщина с шоколадкой и т.д.). Важно не подпускать чужого ближе, чем на 2 метра (тренируемся дома); громко и чётко отказываться («Не хочу!», «Я не пойду!»); придумать кодовое слово, чтобы запросить его у незнакомца, представляющегося другом семьи («Мама подвернула ногу и ждет тебя в моей машине, пойдем покажу.»).
Дети наивны и доверчивы – не оставляйте маленьких детей без присмотра (даже «на минуточку»).
Предупреждён – значит вооружён. Берегите себя и своих детей.
Елена Терентьева - детский психолог, нейропсихолог, первое высшее - педагогическое образование - учитель русского языка и литературы, г. Москва