Как воспитать вундеркинда. Часть 4

Инна Силенок

vunderkind

В продолжение исследования детских лет гениев, рано проявивших свою уникальную одаренность, мы рассмотрим раннее развитие гениального физика Ландау и обратим внимание на некоторые дополнительные детали, позволяющие раскрыться гению в раннем возрасте.

Юный гений, физик теоретик, основавший научную школу многочисленных физиков теоретиков, получивший Нобелевскую премию по физике, родился в Баку в еврейской семье ученых.

landau

Семья Ландау

Его мать Любовь Вениаминовна Гаркави-Ландау была не просто женщиной образованной. Выпускница Могилевской женской гимназии, Еленинского повивального института и Женского медицинского института в Петербурге она работала акушером в Балаханах, школьным врачом в бакинской женской гимназии. Свои научные труды Любовь Вениаминовна по экспериментальной фармакологии стала публиковать, когда её гениальный сын уже переехал в Ленинград. Она печаталась как на немецком языке «Die Phasenwirkung des Digitalis auf das isolierte Herz» - «Фазовое действие наперстянки на изолированное сердце» так и на русском - «Об иммунитете жабы к её собственному яду», и «Краткое руководство по экспериментальной фармакологии».

Отец гения - Давид Львович Ландау на момент рождения сына занимал должность инженера-нефтяника в Каспийско-Черноморской акционерной компании и занимался научно-прикладной работой по специальности. Он уже печатался в научных журналах, в том числе «Способ тушения горящего нефтяного фонтана», когда Льву Ландау было 5 лет.

m landau

Лев Ландау в детстве

Отец определил мальчика с 4 лет в еврейский детский сад, потом в еврейскую школу. Еврейский детский сад в Баку был платным и использовал систему воспитания, основанную выдающимся немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем (1782— 1852). Система Фрёбеля направлена на раскрытие и развитие одаренности детей через побуждение ребёнка к его активности через игру. Для этого Фрёбель разработал дидактический материал – так называемые «дары Фрёбеля» - предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу игры с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д.

leva landau

Особое внимание в системе Фрёбеля уделялось художественной деятельности детей: рисованию, лепке, музыке, стихам. Взрослые активно участвовали в системе воспитания Фрёбеля: воспитывали примером. Взрослые читают стишки, показывают, что можно делать с предметами, предлагают найти свои варианты ребенку. Система построена на уважении ребёнка, принятии его. Мы можем предположить, что детский сад стал для Льва Ландау примером радостного и интересного научения, правильного воспитания, создал критерии того, каким это воспитание должно быть. Позже Ландау говорил о воспитании: «Если не давать ребёнку покоя и с утра до ночи что-то ему вдалбливать, он на всю жизнь останется унылым и безрадостным».

lev landau

Лев Ландау

Юный гений в 8 лет перешёл из детского сада в Еврейскую гимназию, где его мама преподавала естествознание. В 12 лет он уже получил аттестат зрелости, два года учился в Бакинском экономическом техникуме, и так как не мог выбрать, что ему больше нравится – химия или математика, в 14 лет поступил сразу на два факультета университета: химический и математический. Окончательно определился с выбором Лев Ландау в 16 лет. Он выбрал физику делом своей жизни и перевёлся в Ленинградский университет. На всех этапах его поддерживал и направлял отец. Мы снова видим влияние отца на раннее раскрытие одаренности известных всем гениев. Сам Лев Ландау оказал большое влияние на своего сына, - Игорь Львович Ландау (1946–2011) пошел по стопам отца — работал в области физики низких температур.

Еще один великий гений – Аристотель начал проявлять одарённость в раннем возрасте. Он оставил после себя мощнейшее научное наследие в областях логики, биологии, политологии, зоологии, эмбриологии, естественного права, научного метода, риторики, психологии, реализма, критики, индивидуализма, телеологии и метеорологии.

aristotel

Аристотель

Его называют «универсальным человеком». А если исследовать те факты, которые дошли до нас о его биографии, то мы заметим, что первым его учителем и наставником, повлиявшим на формирование жизненных интересов, был его отец - Никомаха - придворный врач и друг Аминты III, автор шести книг по медицине и одного сочинения по натурфилософии. Отец брал его с собой во дворец, и мальчик с раннего детства увлёкся биологией. О матери мы знаем, что её звали Фестида и что, попав в опалу спустя годы, Аристотель поедет на её родину, где остались его родственники по материнской линии.

Конечно, сын превзошел отца, но основу научных интересов и уровень притязаний – придворный врач и друг правителя – заложил отец. Позже Аристотель так же, как и отец будет другом и наставником юного правителя Александра – сына Филиппа II.

ar det

Аристотель в детстве

Значительное влияние на Аристотеля оказал его главный учитель – Платон. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает на учёбу в Академию Платона. И практически сразу начинает соревноваться с учителем. Он высказывает взгляды, противоречащие Платону, делает это с каждым годом всё более резко. При этом можно отметить патернализм его учителя по отношению к своему гениальному ученику: Платон реагировал на нападки молодого Аристотеля словами «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребёнок свою мать». Стремление учёного открыть истину и благодарность к учителю: «Учение об идеях ввели люди нам близкие» (в некоторых переводах Аристотеля можно прочесть «друзья») были в постоянном конфликте, и, возможно, повлияли на его потребность писать о логике, справедливости, добродетели, внутреннем конфликте. Знание для молодого ученого являлось одной из главных ценностей: он вводит понятие знати – тех, кто обладает знаниями и применяет их. Очевидно, что эту ценность привил юному гению отец.

Исследуя биографии гениев, мы замечаем, что их объединяет:

  • роль отца, являющегося примером, задающего уровень критериев и притязаний, создающего и обеспечивающего условия для обучения и развития юного гения в лучшем учебном заведении или у лучшего мастера.
  • раннее творческое развитие, обучение всем видам искусства
  • хорошее образование в направлении, которое выбрал сам юный гений
  • высокая чувствительность в сочетании с неутомимостью, творческой активностью
  • жажда деятельности и знаний.

Через некоторое время мы продолжим разговор о том, как раскрыть и развить одаренность ребенка и воспитать вундеркинда.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар