Всё выше, и выше, и выше

Инна Силенок

bessonitsa1

Есть среди моих знакомых такие люди, - «достигатели». Попробую описать портрет такого человека. Это респектабельного вида молодой человек или девушка в солидном костюме. Он или она занимают высокий пост или находятся на престижной и высокооплачиваемой работе. У них квартира в престижном районе, дорогая машина, высокопоставленные друзья.

От них веет успешностью. Как им удалось так хорошо «устроиться»?  Они ставят амбициозные цели и, подобно танку, движутся к ним, преодолевая препятствия. Таких людей обычно уважают, им завидуют и немного побаиваются. С ними полезно приятельствовать и сотрудничать. «Достигатели», как правило, успешны, но очень редко счастливы. Почему так происходит? Расскажу об одном моем клиенте.

Сергей - молодой симпатичный мужчина тридцати пяти лет, юрист по образованию. У него собственная юридическая фирма с солидным офисом в престижном месте. У него прекрасная семья: красивая жена и двое детей. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Однако, у него бессонница, головные боли и проблемы с женой. Он обратился ко мне с ситуацией, когда нужно было принимать решение по поводу очень серьёзной и рискованной сделки. Если Сергей решался на сделку, то он рисковал как минимум половиной своего капитала. Если отказывался, то ничем не рисковал, но его обороты росли бы в прежнем темпе, а это его не устраивало. Вначале я хотела разобраться, почему Сергея не устраивает нынешний темп роста оборотов в его бизнесе, ведь обороты-то растут, но оказалось, что дело не в оборотах. И даже не в самой сделке. Для Сергея важен сам риск: адреналин, который вырабатывается в опасных ситуациях, бессонница, которая знаменует для него сложность задач, которые он решает. Для него необходимо, чтобы задача, которую он решает, была очень сложной, вернее сложнее предыдущей. Цели, которые Сергей для себя ставит должны быть всё более трудно достижимыми.

bessonitsa1

До прихода на консультацию, он не задумывался, что дело давно уже не в самих целях, а в том, что они «как горные вершины: все выше, выше и выше!». Я спросила: «А что дальше?» Сергей ответил: «Еще более высокая вершина»,- «А потом?», - он помолчал, и тихо сказал: «Как бы не сорваться…»

Я спросила Сергея: «И давно Вы так вверх карабкаетесь?»

- Давно. С детства.

Мы стали вспоминать, когда это началось, и оказалось, в школе.

Когда у Сережи родился младший брат, родителям стало совсем не до него. Сергей пытался завоевать внимание родителей, но папа был целый день на работе, приходил поздно, и, полюбовавшись младшим, засыпал. А мама, всё время занятая пеленками, кашками, первыми словечками малыша, обращала внимание на Сережу, только если нужно было сходить за молоком. Правда, когда он приходил из школы, она спрашивала: «Как дела, что получил?», и если мальчик получал пятерку, обнимала его и говорила «Ах ты мой умница!» Сережа сделал вывод, что для того, чтобы его снова полюбили так же, как и младшего брата, нужно очень хорошо учиться, и стал отличником. Через некоторое время родители Сережи привыкли к его успехам в учебе, перестали волноваться за его будущее, и в ответ на полученные пятерки, вместо «Ах мы мой умница!», стали машинально кивать. Тогда Сережа понял, что одних пятерок мало. Он стал участвовать в предметных олимпиадах, занялся борьбой, стал участвовать в спортивных состязаниях, потом даже побеждать в них, и всё для того, чтобы его похвалили, а значит, снова «полюбили».

А потом Сергей привык ставить себе всё более высокие планки и начал таким образом «заслуживать» любовь своей девушки, а потом жены. Он даже не догадывался, что ей нужно совсем не это. Он говорил: «Я столько делаю, чтобы им было хорошо, а они не ценят!». Сергей зарабатывал всё больше денег, ставил всё более трудные задачи, решал их, приходил домой и ждал одобрения жены, не догадываясь, что ей необходимы были его любовь, нежность, понимание. Он так привык заслуживать любовь своей семьи, что сам проявлять любовь  своим близким был не в состоянии.

Исключение составляла только маленькая дочка, которая в свои три года умела растопить любой лед, и «не замечала» состояние родителей и брата. Она была так уверена, что все её любят, что даже когда взрослые были на грани развода, не расстраивалась, потому что не воспринимала их ссору всерьёз. Надо сказать, что она их и помирила. Вот на примере этой маленькой девочки и стал Сергей снова учиться проявлять любовь к своей семье.  Конечно, нам пришлось много работать с его детством для того, чтобы он поверил, что достоин любви, не зависимо от достижений, просто потому, что он есть. И всё равно привычка достигать у Сергея осталась, но ведь это хорошо. Ведь мы живём в мире, где нужно работать, ставить цели, выполнять обязательства, быть успешным, решать сложные задачи. Очень важно при этом помнить о себе и своих любимых, уметь отдыхать и быть счастливым. Сергей стал больше отдыхать со своей семьёй, уделять внимание детям. Его старшему сыну, возможно теперь не нужно будет достигать всё большего и большего, чтобы заслужить любовь отца.

Конечно, связь между потерей внимания со стороны родителей при появлении второго ребенка в семье и выбором заслужить любовь достижениями - неоднозначна. В подобной ситуации одни дети начинают привлекать к себе внимание своей успешностью, а другие парадоксальным поведением. Причём парадоксальное поведение может быть разным. Один ребенок начинает очень плохо себя вести, другой скатывается на двойки, а третий начинает неосознанно вредить своему здоровью. Это могут быть частые простуды, травмы, проба наркотиков и даже попытки суицидов. Что выбирает для себя ребенок, чтобы получить любовь родителей зависит от многих факторов, но об этом позже.

bessonitsa1

Для нас очень важно, чтобы наши дети были успешными. Это означает, что мы хорошие родители, что мы смогли научить их адаптироваться в жизни, что мы их воспитали правильно. Как при этом научить их быть здоровыми и счастливыми? Что мы можем сделать для них уже в раннем детстве, и что в школьном возрасте? Очень важно, чтобы мы, радуясь их успехам, обращали внимание, на то, что чувствовал ребенок, когда он шел к цели. Не когда уже дошел к ней, а когда был в пути. Что ему нравилось делать, а что не очень. Какие эмоции у него возникали, когда он решал задачу и какие, когда отвечал у доски. Если ребёнок осознает свои чувства, точно знает, что ему нравится, а что не нравится, то он выберет профессию по душе, не попадет в дурную компанию, будет расти и развиваться здоровой и гармоничной личностью. 

И ещё очень важно! Не может человек быть всегда успешен. Обязательно возникают ситуации, когда что-то не получается. В такие моменты бывает нужна поддержка тех, кто нас любит. Если родители будут говорить ребенку, что любят его таким, какой он есть, независимо от того, двойку он получил или пятерку, и что «просто пятерку получать гораздо приятней», то ребенок сможет легко исправить плохую оценку, и школьные отметки не будут влиять на его самооценку.

Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар