Подростковый период, как я уже упоминала ранее в своих статьях, является одним из самых сложных периодов в жизни практически каждого ребенка. Привычные отношения, любимые занятия, хобби и интересы ребенка, все в подростковый период может стать чуждым и перестает играть какую-либо значимую роль в жизни ребенка. И с родителями отношения портятся, и авторитеты меняются, появляется множество комплексов, неуверенность в себе, сомнение, страхи, появляется ложь.
И это обусловлено, в большей степени именно кардинальными физиологическими и психологическими изменениями в организме подростка. Он меняет свои ценности и ориентиры, все переворачивается ровно наоборот.
В подростковый период продолжается развитие личностных структур, эмоционально–волевой и мотивационно–потребностной сферы. Этот возраст является переходом из детства во взрослую жизнь, так называемый «мостик взросления», а ведь этот мостик, он может быть разным, стойким и крепким или шатким, хлипким и неустойчивым. Вот так метафорически можно описать подростковый возраст. Именно на этот период приходится яркая эмоциональная неустойчивость, с резкими колебаниями настроения и устрашающей гормональной перестройкой всего организма. Бурные эмоциональные вспышки часто сменяются внешним спокойствием, хладнокровием, ироническим отношениям к окружающим и близким людям, попиранием авторитетов, неуважением к старшим. Чрезмерно повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях и мнении, может смениться ранимостью и неуверенность в себе, меняться может даже тембр голоса и его высота. Раннее нормальная потребность в общении, сменяется желанием уединиться, спрятаться, закрыться; развязанное поведение соседствует с застенчивостью; мечтательность чередуется с цинизмом; доброта и ласковость могут быстро поменяться на отчуждение, враждебностью и жестокостью.
И как раз именно в этот период, желание во что бы то не стало почувствовать и окунуться во взрослую жизнь приводит подростков к опасным экспериментам.
Факторов, способствующих развитию игромании у подростка, может быть несколько, у всех это индивидуальные и личные моменты их жизни, и как правило, это не один, а совокупность нескольких факторов, подводящих подростков к уходу в зависимость от игры. Исследователями по работе с такого рода проблемами у подрастающего поколения, выделено основные и часто встречающиеся факторы:
- задержка психического развития;
- проблемы во внутрисемейных отношениях;
- повышенная активность и различные отклонения в поведении;
- отсутствие эмоционального, близкого контакта с родителями;
- нейтральное, попустительское отношение к азартным играм в семье, недостаток информации у ребенка;
- низкая мотивация у подростка к продуктивной деятельности;
- переоценка роли денег и отсутствие адекватной их ценности;
- стереотипная и легкая модель получения в жизни удовольствия, без особых на то усилий.
Как правило, первые шаги в игроманию проходят в компании с целью развлечения и без особого злого умысла, скорее за компанию и возможности общения. Подросток незаметно для себя заменяет реальный мир на мир иллюзий, и часто это происходит именно по причине того, что настоящая действительность не отвечает его представлениям и ожиданиям. В мире иллюзий всё просто, легко и красиво: ты успешен, силён, богат, смел, красив и не прикладываешь к этому никаких усилий. Прекрасный мир, созданная им идеальная картинка, игра по его правилам, без наказаний и запретов. Не правда ли, этот мир может затянуть? В реальном и настоящем мире требуется терпение, усилия для достижения успеха, совершаются ошибки, которые необходимо признавать и поправлять, - нужен ли такой мир подростку? Вот таким образом, подростки становятся заложниками своих страстей, иллюзий, желаний и придуманной жизни. А это пассивное и бесцельное существование в несуществующем мире. В таком случае, что тогда может ожидать ребенка в реальном мире, если он захочет вернуться, и возможна ли адаптация?
Делая первые необдуманные шаги в игре и теряя постепенно контроль, не все сразу думают о последствиях такого времяпровождения. Но такие последствия существуют:
- постоянная потребность в игре и мысли об ожидаемом возможном выигрыше, появляются все чаще и чаще;
- потребность в игре незаметно перерастает в непреодолимую тягу, всё свободное время отводится именно на игру, постепенно перерастая в зависимость;
- мысли и поведение подростка направлены только на одну тему, об игре и необходимости что-то там приобрести, с безобидных заработанных баллов и желания их приобретения они смещаются на реальную трату денег, на необъяснимые покупки;
- явное пренебрежение другими интересами ради возможности поиграть;
- перестройка режима дня и обычных дел под игру, освобождение времени для игры за счет школы, кружков, прогулок, общения с близкими и друзьями;
Ребёнок становится похож на «робота», с минимальными и в основном физиологическими потребностями, зависимого от созданного им мира, реализующего только одну примитивную задачу – удовлетворить патологическое влечение к игре.
Важно предупредить и предостеречь родителей, чтобы они могли на первых шагах обратить внимание на ребёнка, постепенно уходящего в глубокий мир совсем не детской зависимости такой как – игромания. Как выглядят эти первые шаги?
Поговорим об общем психологическом портрете игрока:
- такие люди могут постоянно испытывать нехватку денег;
- появляется постоянная ложь относительно своих финансовых дел и реального заработка, как правило они сочиняют истории о несуществующем благополучии и хорошем достатке;
- возможно, появляется воровство, из квартиры начинают пропадать ценные вещи, золото, деньги;
- одновременно появляется необъективная экономия на необходимых и жизненно важных вещах;
- ярко проявляется раздражительность, несдержанность в выражениях и грубость в случае отсутствия доступа и возможности вернуться к игре;
- теряется интерес к своему, ранее любимому и дорогому, внешнему миру, привычные вещи больше не интересны и бессмысленны;
- пропадает желание следить за внешним видом и личной гигиеной;
- нарушается сон и аппетит;
- появляется полная дезадаптация во времени суток и днях недели.
Как уберечь наших близких от игромании и компьютерной зависимости:
- Старайтесь по возможности проводить как можно больше времени с ребёнком, играйте с ним в настольные и подвижные игры, играйте в команде. Демонстрируйте ребенку красоту и разнообразие этого мира, и возможности взаимодействия с ним.
- Старайтесь всегда быть последовательными при предъявлении своих требований к ребенку;
- Критикуйте действия ребенка, а не его самого;
- Аргументируйте запреты. И не делайте сами того, что запрещаете ему. Дети берут пример именно с вас.
- Уважайте мнение и право выбора подростка, в том числе и его право на ошибки;
- Интересуйтесь его жизнь, что он любит, с кем дружит, что хочет;
- Не затрагивайте в разговоре с другими личность своего ребенка, особенно отрицательные моменты;
- Любите его не за заслуги, а вопреки всему!
И в завершении, это необходимо знать всем!
Игромания – это зависимость! Это не просто привычка и безобидное увлечение в свободное время, это серьезная проблема, которая может перерасти в серьезное заболевание с непреодолимой тягой к азартным играм.
Если уже вы потеряли контроль над ситуацией, связанной с игрой, обращайтесь к специалистам, не пытайтесь самостоятельно справиться с этой зависимостью, надо признать, что самим сделать это уже невозможно.
В избавлении от игромании, требуется поэтапное и комплексное лечение, требующее времени и терпения, как от самого игрока, так и от его близких.
Любите своих близких!
Дарите им свое время, это самое дорогое и ценное, что у нас есть и именно это необходимо нашим детям!
Анжелика Мартынова - психолог, преподаватель, педагог, аспирант СПбГУ, действительный член ОППЛ, экспертный член Межрегиональной общественной организации "Развитие психологической помощи", кандидат Международной ассоциации "Позитивно-динамической психотерапии", г. Москва