Игромания и подросток. Опасность такого тандема

Анжелика Мартынова

igromaniya

Подростковый период, как я уже упоминала ранее в своих статьях, является одним из самых сложных периодов в жизни практически каждого ребенка. Привычные отношения, любимые занятия, хобби и интересы ребенка, все в подростковый период может стать чуждым и перестает играть какую-либо значимую роль в жизни ребенка. И с родителями отношения портятся, и авторитеты меняются, появляется множество комплексов, неуверенность в себе, сомнение, страхи, появляется ложь.

И это обусловлено, в большей степени именно кардинальными физиологическими и психологическими изменениями в организме подростка. Он меняет свои ценности и ориентиры, все переворачивается ровно наоборот.

В подростковый период продолжается развитие личностных структур, эмоционально–волевой и мотивационно–потребностной сферы. Этот возраст является переходом из детства во взрослую жизнь, так называемый «мостик взросления», а ведь этот мостик, он может быть разным, стойким и крепким или шатким, хлипким и неустойчивым. Вот так метафорически можно описать подростковый возраст. Именно на этот период приходится яркая эмоциональная неустойчивость, с резкими колебаниями настроения и устрашающей гормональной перестройкой всего организма. Бурные эмоциональные вспышки часто сменяются внешним спокойствием, хладнокровием, ироническим отношениям к окружающим и близким людям, попиранием авторитетов, неуважением к старшим. Чрезмерно повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях и мнении, может смениться ранимостью и неуверенность в себе, меняться может даже тембр голоса и его высота. Раннее нормальная потребность в общении, сменяется желанием уединиться, спрятаться, закрыться; развязанное поведение соседствует с застенчивостью; мечтательность чередуется с цинизмом; доброта и ласковость могут быстро поменяться на отчуждение, враждебностью и жестокостью.

И как раз именно в этот период, желание во что бы то не стало почувствовать и окунуться во взрослую жизнь приводит подростков к опасным экспериментам.

Факторов, способствующих развитию игромании у подростка, может быть несколько, у всех это индивидуальные и личные моменты их жизни, и как правило, это не один, а совокупность нескольких факторов, подводящих подростков к уходу в зависимость от игры. Исследователями по работе с такого рода проблемами у подрастающего поколения, выделено основные и часто встречающиеся факторы:

  • задержка психического развития;
  • проблемы во внутрисемейных отношениях;
  • повышенная активность и различные отклонения в поведении;
  • отсутствие эмоционального, близкого контакта с родителями;
  • нейтральное, попустительское отношение к азартным играм в семье, недостаток информации у ребенка;
  • низкая мотивация у подростка к продуктивной деятельности;
  • переоценка роли денег и отсутствие адекватной их ценности;
  • стереотипная и легкая модель получения в жизни удовольствия, без особых на то усилий.

Как правило, первые шаги в игроманию проходят в компании с целью развлечения и без особого злого умысла, скорее за компанию и возможности общения. Подросток незаметно для себя заменяет реальный мир на мир иллюзий, и часто это происходит именно по причине того, что настоящая действительность не отвечает его представлениям и ожиданиям. В мире иллюзий всё просто, легко и красиво: ты успешен, силён, богат, смел, красив и не прикладываешь к этому никаких усилий. Прекрасный мир, созданная им идеальная картинка, игра по его правилам, без наказаний и запретов. Не правда ли, этот мир может затянуть? В реальном и настоящем мире требуется терпение, усилия для достижения успеха, совершаются ошибки, которые необходимо признавать и поправлять, - нужен ли такой мир подростку? Вот таким образом, подростки становятся заложниками своих страстей, иллюзий, желаний и придуманной жизни. А это пассивное и бесцельное существование в несуществующем мире. В таком случае, что тогда может ожидать ребенка в реальном мире, если он захочет вернуться, и возможна ли адаптация?

Делая первые необдуманные шаги в игре и теряя постепенно контроль, не все сразу думают о последствиях такого времяпровождения. Но такие последствия существуют:

  • постоянная потребность в игре и мысли об ожидаемом возможном выигрыше, появляются все чаще и чаще;
  • потребность в игре незаметно перерастает в непреодолимую тягу, всё свободное время отводится именно на игру, постепенно перерастая в зависимость;
  • мысли и поведение подростка направлены только на одну тему, об игре и необходимости что-то там приобрести, с безобидных заработанных баллов и желания их приобретения они смещаются на реальную трату денег, на необъяснимые покупки;
  • явное пренебрежение другими интересами ради возможности поиграть;
  • перестройка режима дня и обычных дел под игру, освобождение времени для игры за счет школы, кружков, прогулок, общения с близкими и друзьями;

Ребёнок становится похож на «робота», с минимальными и в основном физиологическими потребностями, зависимого от созданного им мира, реализующего только одну примитивную задачу – удовлетворить патологическое влечение к игре.

Важно предупредить и предостеречь родителей, чтобы они могли на первых шагах обратить внимание на ребёнка, постепенно уходящего в глубокий мир совсем не детской зависимости такой как – игромания. Как выглядят эти первые шаги?

Поговорим об общем психологическом портрете игрока:

  1. такие люди могут постоянно испытывать нехватку денег;
  2. появляется постоянная ложь относительно своих финансовых дел и реального заработка, как правило они сочиняют истории о несуществующем благополучии и хорошем достатке;
  3. возможно, появляется воровство, из квартиры начинают пропадать ценные вещи, золото, деньги;
  4. одновременно появляется необъективная экономия на необходимых и жизненно важных вещах;
  5. ярко проявляется раздражительность, несдержанность в выражениях и грубость в случае отсутствия доступа и возможности вернуться к игре;
  6. теряется интерес к своему, ранее любимому и дорогому, внешнему миру, привычные вещи больше не интересны и бессмысленны;
  7. пропадает желание следить за внешним видом и личной гигиеной;
  8. нарушается сон и аппетит;
  9. появляется полная дезадаптация во времени суток и днях недели.

Как уберечь наших близких от игромании и компьютерной зависимости:

  • Старайтесь по возможности проводить как можно больше времени с ребёнком, играйте с ним в настольные и подвижные игры, играйте в команде. Демонстрируйте ребенку красоту и разнообразие этого мира, и возможности взаимодействия с ним.
  • Старайтесь всегда быть последовательными при предъявлении своих требований к ребенку;
  • Критикуйте действия ребенка, а не его самого;
  • Аргументируйте запреты. И не делайте сами того, что запрещаете ему. Дети берут пример именно с вас.
  • Уважайте мнение и право выбора подростка, в том числе и его право на ошибки;
  • Интересуйтесь его жизнь, что он любит, с кем дружит, что хочет;
  • Не затрагивайте в разговоре с другими личность своего ребенка, особенно отрицательные моменты;
  • Любите его не за заслуги, а вопреки всему!

И в завершении, это необходимо знать всем!

Игромания – это зависимость! Это не просто привычка и безобидное увлечение в свободное время, это серьезная проблема, которая может перерасти в серьезное заболевание с непреодолимой тягой к азартным играм.

Если уже вы потеряли контроль над ситуацией, связанной с игрой, обращайтесь к специалистам, не пытайтесь самостоятельно справиться с этой зависимостью, надо признать, что самим сделать это уже невозможно.

В избавлении от игромании, требуется поэтапное и комплексное лечение, требующее времени и терпения, как от самого игрока, так и от его близких.

Любите своих близких!

Дарите им свое время, это самое дорогое и ценное, что у нас есть и именно это необходимо нашим детям!


denisova small

Анжелика Мартынова - психолог, преподаватель, педагог, аспирант СПбГУ, действительный член ОППЛ, экспертный член Межрегиональной общественной организации "Развитие психологической помощи", кандидат Международной ассоциации "Позитивно-динамической психотерапии", г. Москва