Ни для кого не секрет, что одаренные дети считаются «трудными» в педагогическом сообществе. К психологам часто обращаются родители таких детей, и их запросы касаются как качества общения со сверстниками, так и успеваемости (как бы парадоксально это не звучало!).
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был вундеркиндом. Как понять, что ребенок одарен? Очень просто – он успешен в осуществлении какого-либо вида деятельности, или в нескольких областях деятельностей. Причем эти склонности могут проявляться довольно рано по сравнению со среднестатистическими показателями. Хронологически раньше других проявляются способности к музыке, рисованию и иностранным языкам, еще в дошкольном возрасте. Позже, уже в школьном возрасте, заметны способности к науке. При этом раньше других проявляются математические способности, ближе к подростковому возрасту – литературные, поэтические.
Одаренность – это системное качество психики, которое является частью личности. Поэтому важным показателем того, что ребенок одарен, является его выраженное самостоятельное стремление овладеть тем или иным видом деятельности. Ребенок вновь и вновь возвращаемся к нему, ему интересно, он увлечен, и занимается этим с удовольствием. Стратегии мышления и поведения одаренного ребенка отличаются тем, что он обладает желанием, потребностью и умением познавать. Процесс целеполагания и достижения целей доставляет ему удовольствие. Он с увлечением разрабатывает пути и инструменты достижения своих целей, а это требует большой самостоятельности и автономности. В связи с этим такой ребенок неконформен, нестандартен, его поведение может не соответствовать принятым в обществе алгоритмам. Кроме того, он часто бывает малообщителен. Ему просто достаточно самого себя. Хорошо с собой. Будучи по своей природе инаковым, он всё делает не так, как все. Но это не из вредности, упрямства, неуважения взрослых или соперничества со сверстниками. Нет. Это происходит потому, что он другой. Потому, что он только так и умеет – по-своему, не как все. Для него это естественный процесс. Самостоятельность целеполагания и автономность мышления проявляют себя во всех формах деятельности ребенка. Именно эти два ключевые фактора личности и составляют основу одаренности.
В школе с такими детьми педагогам трудно. Особенно, если это «обычная» школа, где в классе 35-40 человек. У ребенка нет возможности выражать свои способности в полной мере. А если ещё педагог проявляет неудовольствие по поводу нестандартности мышления ребенка, занижает оценки за то, что ребенок решил задачу не тем способом, ему как минимум становится неинтересно, скучно учиться. К тому же, самостоятельность мышления в этом случае может выражаться и в том, что неинтересные для него задачи ребенок игнорирует. Несовпадение условий среды, в которой учится ребенок, и его потенциальных способностей, при отсутствии подготовленных специалистов, может приводить к тому, что талант ребенка может постепенно сходить на нет. Способности нужно развивать.
У одаренных детей всегда своеобразный тип обучаемости, который нужно поддерживать и не мешать ему идти своим путем. Им подходит вариативная, основанная на индивидуализации, образовательная среда. Индивидуальный стиль деятельности одаренного ребенка всегда основан на хорошей структурированности процесса освоения знаний, причем эту структуру он определяет самостоятельно. Способность видеть общие закономерности позволяют ему быстрее сверстников осваивать деятельность и достигать высокой успешности в ее выполнении. Глубокое владение предметом приводит к смелым и неожиданным решениям.
Видится целесообразным создавать для таких «нестандартных» детей нестандартное образовательное пространство. В настоящее время в крупных городах уже есть специализированные школы для одаренных детей с подготовленными специалистами. Если такой школы нет, подойдет также частная школа, где не больше 10-12 человек в классе. В таких условиях учитель сможет разрабатывать индивидуальные варианты заданий для каждого ученика. Если частная школа также недоступна, то родителям обязательно нужно уделять ребенку большое количество времени, сопровождая его в процессе овладения знаниями, чтобы сохранить возможность развития его одаренности.
Важно учитывать при воспитании и взаимодействии с одаренным ребенком его психологические особенности. Часто слабой стороной такого ребенка является его психоэмоциональная сторона. Сфера чувств и эмоций не всегда успевает развиваться тем же темпом, что и талант ребенка. Эта дисгармония (асинхрония) проявляется прежде всего в сфере общения. Ребенок не умеет ладить со сверстниками. Кроме того, что часто одаренный ребенок находится в ситуации социальной изоляции по причине непонимания его сверстниками, ему могут быть неинтересны их игры и занятия. Основной проблемой одаренных детей является не сам талант, как может показаться. А эмоциональная неразвитость психического аппарата ребенка. Чувствуя свою непохожесть в этом плане на сверстников, ребенок может замыкаться, уходить в себя, самоизолироваться. Это может происходить как защита себя от травматизации при общении с ровесниками. А как компенсаторный механизм недостатка такого общения, характерен для одаренных детей ранний интерес к философским проблемам. Одаренный ребенок может не по годам рано задумываться о вопросах экологии, жизни-смерти, религиозных учениях.
И все-таки, одаренный ребенок, при всей его нестандартности, таланте, специфических психологических особенностях, прежде всего – ребенок! Важно помнить об этом. Если у вас растет в семье такой сын или дочь, несомненно – вы счастливые родители! Но у этого счастья есть и другая сторона – с таким ребенком очень непросто. Его нестандартность и инаковость мышления часто испытывают вас на прочность, на наличие терпения и принятия его таким, каков он есть. И тут нужно понимать, что детство – период жизни, который имеет большую ценность сам по себе. Развивая талант ребенка, важно давать ему возможность быть собой. Быть ребенком, у которого помимо одаренности, есть свои детские ограничения. И конечно, как каждому ребенку, ему важно чувствовать себя любимым!
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа