Пути помощи на раннем этапе семьям, воспитывающим особого ребёнка

Марина Королёва

semiya

Статья написана на основе многолетнего опыта работы с особыми детьми и их родителями, а также на основе личного опыта как мамы, воспитывающей особого ребёнка.

Начало реабилитации особого ребёнка в ранний период незамедлительно сразу после первичной консультации

Сложность незамедлительного начала реабилитации - принятие проблемы. Принять проблему особого детства - это нереально сложно, и это понятно и оправданно.

Сейчас родители согласятся, что да, их ребенок особенный, и что дальше? А дальше их ждёт поворот на 360 градусов. Их привычный уклад жизни сменится совсем другим: режим уже не будет прежним, он станет более напряженным, куда-то пропадут друзья, родственники будут вести неприятные разговоры и искать виноватого, возможно придётся поменять работу...

Поэтому многие родители не стремятся признавать тот факт, что проблема всё же есть. И условно, раз проблемы нет, то и не нужно её решать, не нужно ничего делать и предпринимать. Родители начинают себя убеждать в том, что «всё хорошо» или «само всё наладится». Тут ещё масла подливают в огонь сердобольные соседи или бабушки и дедушки, которые говорят: «А вот Петька наш в семь лет заговорил и сразу в школу пошёл, да ещё и учился там на одни пятёрки». Как там на самом деле было, - одному Богу известно про Петькины способности, но специалисты прекрасно понимают, что правды в этом мало, что на развитие каждой функции даётся определённое время, и то, что легко можно было сделать в 2 года, в 4 уже очень трудно, - мозгу ребёнка нужно искать обходные пути, а специалисту вместе с мозгом ребенка тоже приходится искать обходные пути для активизации и развития какой-либо функции. Так, например, сильный скачок в речи у ребёнка приходится примерно на 2-2,5 года, потом на 4-4,5 года, и упуская это время, занимаясь не развитием речи, а чем-то другим, а зачастую вообще ничем не занимаясь, мы теряем драгоценное время. Специалисты это понимают, но родители вводятся в заблуждение и оттягивают момент начала реабилитации, тем самым усложняя и себе, и ребёнку жизнь в дальнейшем будущем.

Задача специалиста максимально грамотно преподнести информацию о состоянии ребёнка родителям. Для этого необходимо не только указать на недостатки ребёнка, но и показать родителям возможность их коррекции. И сделать это нужно в позитиве, в принятии и любви.

Следующая проблема - это взятие ответственности. Когда родители всё же поняли всю неизбежность реальности, в этот момент бывает и такой расклад: один родитель впрягается в борьбу, а другой говорит сам в себе: «Я не хочу в этом участвовать». В этом случае семья может быть разрушена уходом одного из родителей, чаще всего это папа, но и мамы тоже, бывает, покидают семью, оставляя ребёнка на папу. Бывает другая картина: папа впадает в некий "анабиоз" и просто существует дома, максимально отстраняясь от всего, что связано с ребёнком, при этом с его мамой отношения могут даже сохраниться как вполне терпимые.

Почему я говорю только про папу для данной картины, потому что мама не может оставаться в одном доме с ребёнком и не принимать участие в его жизни, мамы, опять же редко, если не справляются со своими эмоциями, то просто покидают семью, дом, город. Естественно, второй вариант лучше, чем первый, так как во втором случае вытащить папу из состояния анабиоза всё же можно даже спустя несколько лет. Но всё-таки хотелось бы не допускать такой ситуации.

Итак, ещё одна наша задача - помочь родителям сплотиться в решении своей проблемы и попытаться привести их к взаимному участию в период начала и становления коррекционного пути.  В этом случае мы можем ожидать наиболее полный эффект от реабилитации ребёнка.

Ресурсы. Их важность для родителей особых детей

Нужна поддержка родителей на начальном этапе. Важно не только сохранить семью, где воспитывается особый ребёнок, но и помочь родителям не перегореть, научив их находить необходимые ресурсы и пользоваться ими. Ресурсы - источники, которые подпитывают наш организм. Это может быть предмет, явление, живое существо, оно должно поддерживать и подпитывать в нас ощущение физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия. Особый ребёнок требует гораздо больше ресурсов, чем нейротипичный. Когда в семье растёт ребёнок, родители, конечно, тратят на него много сил, времени, денег…

На воспитание ребёнка затрачивается очень много родительских ресурсов. И если мы говорим о нейротипичном ребёнке, то там работает механизм: «Я тебе - ты мне!».  То есть, родители, отдавая свои силы ребёнку, восполняют их эмоциональной отдачей, успехами ребёнка. В случае с особым ребёнком такого не происходит, и родители быстро истощаются. Вот вам пример. В моей семье, кроме особого ребёнка, воспитываются два нейротипичных мальчика, которых я четыре раза в неделю вожу в цирковой кружок. Дорога туда обратно составляет 2 часа и плюс ещё там мне нужно гулять сначала с одним, потом с другим сыном, так как они занимаются в разных группах. Время, физические силы, также на оплату кружка расходуются деньги. Я уставала, и честно говоря, иногда меня посещали мысли о том, чтобы бросить кружок. Но вскоре было выступление наших детей, мы с мужем сидели на лучших местах в большом зале и смотрели как на сцене происходит что-то очень красивое и интересное, на что расходовались наши ресурсы, и вот тут, как раз таки наши ресурсы восполнились. Мы получили позитивные эмоции, радость и гордость переполняли нас, этого было достаточно, чтобы восполнить затраченные ранее на всё это представление, наши ресурсы.

Но что же происходит с особыми детьми? Они не могут дать родителям и половины того, что дают обычные дети. Например, если мы говорим об аутичных детях, то рассчитывать на адекватную эмоциональную отдачу совсем не стоит. Денег на занятия с особыми детьми уходит невероятно много и отдача, собственно, тоже есть, но это всегда ниже уровнем в сравнении с обычными детьми и это часто выбивает родителей из ресурсного состояния, даёт повод для депрессивных состояний, что усложняет жизнь не только тому, кто в депрессии, но и всей семье в целом. Нужно помочь родителям особого ребёнка разобраться, что для них является ресурсом и настоятельно рекомендовать принимать это как поддерживающее лекарство, объясняя важность этого.

Проект «Кофе с психологом» как один из ресурсов для родителей особых детей

Мы с коллегами ведём несколько проектов, которые помогают родителям особых детей оставаться в ресурсе. Одним из таких проектов является ведение нами малой группы 8-12 человек. Мы назвали её "Кофе с психологом". Ведущая группы - семейный психолог, драма терапевт. Мы не только трудимся психологически, но и общаемся на отвлеченные темы, пьем кофе с разными вкусностями. Проекту два года, но изначально это был курс для женщин разного возраста, социального происхождения и т.п.. Впоследствии мы решили дать бесплатных два места мамам особых детей, и группа приобрела другое значение. Сейчас такие встречи стали бесплатными для всех. Что же получают на таких психологических встречах мамы особых детей? – Три важных ресурса:

  1. Принимающая среда.
  2. Непринуждённая обстановка.
  3. Позитивный рабочий настрой.

Всё это помогает мамам открыться: поплакать, посмеяться - расслабиться, ну и решить какие-то внутренние и семейные вопросы. Также, очень важно, что родители особых детей находят общность, видя, что не только у них существуют проблемы, ведь оказывается у кого-то тоже есть особый ребёнок, но этот человек спокойно сидит, попивает чай и шутит. Также, когда по одну сторону мамы особого ребёнка сидит женщина у которой недавно умер муж, по другую сторону женщина, у которой оба родителя с деменцией в тяжелом состоянии уже несколько лет, а напротив женщина у которой несколько лет назад умер ребёнок, и она винит в его смерти себя, невольно подумаешь, что твоя проблема, может быть, не такая уж страшная.

В завершение хотелось бы сказать, что те, кто уже находится в теме «Особого детства» и понимают гораздо больше, чем те, кто только туда попал, и совсем не понимает, что дальше делать, и как дальше жить, чисто по-человечески должны помогать вторым. Не чураясь разных людей, с какими бы они не казались нам странностями и причудами, и причём не всегда всё нужно делать за деньги. Давайте, хотя бы иногда, делать доброе просто так, ничего не ожидая взамен, ведь, делая доброе, мы меняем этот мир к лучшему. Пусть и наш посильный вклад в особых детей и их родителей даст им надежду, перспективы, желание жить и изменит этот несовершенный мир в лучшую сторону.


haikin2 sm

Марина Королёва - педагог-психолог, музыкальный терапевт, нейропсихолог, дефектолог. Действительный член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАМ). Ведущая социального проекта помощи родителям, воспитывающим особых детей "Особый путь", г. Саратов