«Школьные годы - чудесные!» - Почему так говорят, Пашка пока не понимал, только обречённо уселся за стол, взяв с собой две чистые тетрадки: голубую в косую линию для письма и зелёную в клетку, для работ по математике.
- Эх... - вздохнул ребёнок и начал писать: «17 августа. Упражнение 3».
- Читай! - послышался строгий, но спокойный голос мамы.
- Ну, мама!
- Второй «Ж» это тебе не первый, и даже не театралка твоя с батутом, - продолжила мама, - Хочу - хожу, хочу – нет, - тут трудиться придётся. И повторила снова: «Читай!»
И Пашка начал читать: «Спиши текст. Подчеркни гласные буквы одной чертой, а сог-ласные...»
- Мама, а согласные - это те, что поются?
- Ну, попробуй, спой! Спой свою любимую букву, которую только вчера вспоминали - засмеялась мама.
- С-с-с! Сэ-сэ-э! Поётся! Значит гласная! - обрадовался Павлик.
- Ну, где же она поётся! Ты букву "Э" поёшь, она-то и есть гласная, а твоя любимая "С" - согласная!
- Эх... - снова вздохнул Павел.
- Ты понял, сынок! Вспомнил? - спросила мама.
- Понял, понял. - фыркнул мальчик и продолжил чтение: «Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу...»
- Мама, а что означает «рыбачить»?
- То и означает: «рыбачить» или «ловить рыбу». Пиши!
- Пишу! Пишу! Эх..
- Маль... чики, - вслух произнёс Паша, - и замолчал.
- Ты там пишешь? - поинтересовалась мама.
- Да я забыл соединение с мягкого знака какое нижнее или верхнее. Эх…
- Сейчас посмотрим на обороте тетрадки.
И мама перевернула тетрадку, на обложке которой были написаны все прописные буквы алфавита, но, к сожалению, соединения букв отсутствовало. Тогда мама строго сказала:
- Вспоминай, как вас учила Александра Викторовна!
И Павлик повёл соединение сверху, при этом мягкий знак стал напоминать букву "Ы".
- Ну, что ты пишешь, читай! – сказала сыну мама.
И Павел прочёл: «МалЫчики» и протяжное «Эх...» ребёнка снова послышалось из комнаты.
- Смотри, я нашла тетрадку с соединениями! - обрадовалась мама, положив на столе, рядом с тетрадкой по математике, точно такую же зелёную тетрадь, только в частую косую линию, для первоклассников.
- Эх, здесь соединение снизу - произнёс ребёнок.
Дальше Павел забыл ещё много соединений, пропустил немало букв, написал лишние в словах, а вместо словосочетания «ловить рыбу», переписывая, написал коротко: «рыбачить».
Когда же мама стала проверять работу любимого чада, её спокойный тон, местами сменял строгий возмущённый крик, особенно в том месте, где из заглавной буквы «О» шло верхнее соединение с соседней строчной буквой «н», и буква «О» уже совсем не казалась большой, а сравнялась с маленькими.
- Смотри же, смотри! Вот они, твои соединения! - схватив со стола замахала зелёной тетрадью мама.
Через секунду, мама и Пашка уже радостно смеялись. Смеялись оттого, что, когда мама бросила обратно на стол эту тетрадку, на задней стороне обложки вместо буквенных соединений красовалась таблица умножения.
- Значит, переходим к заданиям по математике! - не переставая смеяться сказала мама.
Елена Зализецкая - член Российского союза писателей, руководитель Северного районного литературного клуба "Гармония", ведущий библиотекарь Северской центральной районной библиотеки Краснодарский край, пгт. Афипский.