Психология семейных конфликтов рассматривает две перспективы или направления в их развитии:
- конструктивные, которые заканчиваются принятием решения, устраивающего обе стороны, и ведут к развитию и укреплению связи между членами семьи, преодолению ими кризиса в результате решения противоречий;
- деструктивные, которые не ведут к выработке нового решения, устраивающего обе стороны, сосредоточившихся на личностях друг друга.
И если члены семьи понимают, что конфликтная ситуация достигла апогея, никто не хочет уступать, а все использованные средства ни к чему не привели, нужно обратиться к профессионалу - человеку, который профессионально занимается урегулированием конфликтов.
К сожалению, сегодня далеко не все люди знают, что такое медиация, и где можно получить такую услугу.
Медиация – конструктивное урегулирование конфликта с помощью нейтрального посредника – медиатора. Медиатор, действительно не принимает чью-либо сторону, не является представителем одной из сторон, сохраняет тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Медиация опирается на принципы добровольности и равноправия сторон. Медиатор помогает не только разрешить конфликт, но и уладить возмещение ущерба.
В наш Центр часто обращаются семьи с проблемами в детско-родительских отношениях. Запросы бывают разные.
Чаще всего подростки предъявляют претензии по поводу гиперопеки со стороны родителей, в результате которой часто прибегают к аутодеструктивному поведению (самоповреждению), как способу снять напряжение. «Мама вечно не довольна мной», «папа установил ПО Family Link и отслеживает, где я нахожусь, и какими приложениями пользуюсь, а мне 17!» , «мама требует немедленного выполнения уроков после школы», «папа никогда не хвалит», «родители никогда не стучатся в мою комнату» и многое другое.
Родители негодуют, не понимают, чем недоволен их ребенок, считают, что он слишком капризен, несамостоятелен, безответственен, конфликтен. Так подросток начинает ходить к психологу на занятия, стремится к изменениям, ищет возможности поменять что-то в своей жизни. А что родитель?
Родитель предъявляет требования как ко взрослому человеку, но обращается с подростком как с ребёнком.
Именно здесь, на этом этапе важно работать с родителем тоже. Консультирование родителя – неотъемлемая часть работы педагога-психолога при работе с ребенком. Но достаточно ли этого?
Дети занимаются с психологом, а потом возвращаются домой… А дома их снова встречает гиперопека.
Педагоги-психологи нашего Центра включают в план занятий с подростком совместные занятия с родителями. Но иногда эти занятия показывают, что родители и дети не готовы быть одной командой, семьи не идут к выработке нового решения, устраивающего обе стороны.
Поэтому на совместных занятиях, мы подводим семьи к процедуре медиации.
Нам хотелось бы представить примеры таких упражнений, которые помогут семье понять, являются ли они одной командой или им необходима помощь медиатора для примирения и работа с психологом не только для ребенка.
Упражнение 1: «Совместный рисунок» родителя и ребенка.
Данная методика модифицирована под специфические задачи коррекционной работы с детско-родительской парой. При использовании данной методики родитель и ребенок делают один совместный рисунок.
Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, ориентированный горизонтально, краски (гуашь), кисти, стаканы с водой.
Инструкция
Я попрошу вас нарисовать общую картину. Разговаривать, обсуждать, советоваться можно.
Психологу следует обратить внимание на следующие моменты:
*кто первым взял карандаш;
*был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным;
*кто первым начал рисунок;
*комментарии участников, замечания, советы, вопросы- ответы;
*как и кем было принято решение об общем окончании работы;
*были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка;
*как распределялось пространство листа между рисующими;
*было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком.
После того как задание выполнено и оба участника закончили рисовать, психолог просит рассказать о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно:
«Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?»
При этом важно проследить за тем, кто больше говорит, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или партнер его просит, заставляет, подталкивает. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), а также вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.
Да, не всегда получается нарисовать общий рисунок. В практике такое происходило.
Безусловно, с такой семьей нужно работать психологу. Но это требует длительного времени, а подростку необходимо сейчас создать комфортные условия, чтобы он не прибегал к аутодеструктиву. Поэтому можно уже сейчас обсудить с семьей возможность проведения процедуры медиации. Рассказать им, что это такое, все нюансы, принципы медиации и т.п.
Упражнение 2 «Я как планета»
Родителю и ребенку выдается Лист А3 и краски. Каждый из них рисует большую планету, представляющую образ автора рисунка. Записываются ответы на вопросы, потом они показывают друг другу планеты, рассказывают о ней, оценивают планеты друг друга, решают, комфортно им или нет, есть ли совпадения, решают, готовы ли пускать друг друга в гости, навещать друг друга и пр. Здесь также в ходе обсуждения у клиентов могут возникнуть взаимные претензии, которые накапливались ранее, но теперь в рисунках вышли наружу.
И на этом этапе мы выявляем противоречия, предлагаем разрешить эти проблемы с помощью медиации.
Подобных упражнений много. Главное, дать понять семье, идущей по деструктивному направлению конфликта, что им необходима процедура урегулирования конфликта. По результатам такого занятия психолог объясняет семье, что существуют и конструктивные способы разрешения конфликта, показывает схематично их направления.
Таким образом, семья подводится к процедуре медиации.
Ксения Штеймиллер - педагог-психолог БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии