Введение системы жетонов у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Екатерина Бражникова

zhetoni

Особенностью детей с РАС является проявление нежелательного поведения. Это может быть агрессия или аутоагрессия, что связано с дефицитом коммуникативных навыков. Для эффективной социализации и интеграции детей с аутизмом в общеобразовательный класс необходима дополнительная работа поведенческих специалистов для коррекции социально-коммуникативных и поведенческих навыков ребенка с РАС. Одной из форм коррекции нежелательного поведения обучающихся с РАС является применение жетонной системы поощрений.

Жетонная система поощрений является системой предоставления положительного подкрепления ребенку за проявление желаемого поведения или выполнение заданий (Ю. Эрц). Изначально, жетоны не представляют для ребенка никакой ценности, но мы связываем получение определенного количества жетонов с получением значимого стимула: желаемой игрушки, или возможностью пойти погулять, или с таким стимулом, который невозможно предоставить в настоящий момент, либо нельзя использовать слишком часто (например, съедобные стимулы). Жетоны дают возможность ребенку понять, сколько заданий он должен выполнить, что снижает тревожность и вносит определенность и структуру в построение занятий.

Благодаря системе жетонов у педагога появляется возможность сократить использование прямых поощрений, и это, в свою очередь, позволяет работать в быстром темпе, повысить эффективность работы, ведь меньше требуется времени на стимуляцию, и ребенок не утомляется.

В качестве жетонов чаще всего используются несколько одинаковых предметов, которые лучше подбирать в соответствии с возрастом и интересами ребенка – кроме стандартных кружочков можно предложить цветочки, машинки, колечки и так далее. Для более адаптивных детей можно использовать в качестве жетонов, например, кусочки несложных паззлов (и когда он соберет паззлы, то получит мотивационный стимул), части домика (задача – собрать домик). Существует многоступенчатая модель сбора жетонов. Например, за пять собранных жетонов зелёного цвета ребенок получает один красный жетон. Ребёнок собирает 5 красных жетонов и его ожидает значимое поощрение, например, поход в кино. Данная схема нужна, когда для получения поощрения требуется собрать большое количество жетонов. Промежуточные этапы помогают сократить финальный подсчёт жетонов перед получением вознаграждения.

Важно соблюдать принцип незамедлительного поощрения (между желаемой реакцией и получением жетона должно проходить незначительное количество времени).

Очень важно выяснить, ради чего ученик будет выполнять задания педагога и сотрудничать с ним.

Чтобы ввести систему жетонов нужно следующее.

  1. Определяем цель – что должен делать ребенок, чтобы получить жетон.
  1. Разрабатываем систему усилителей.

Понаблюдайте за ребенком в свободной среде, пообщайтесь с родителями, проведите несколько сессий, во время которых предлагайте малышу разнообразные предметы, пищу, активности, ничего не требуя взамен. Так вы сможете создать «банк поощрений» - тех самых усилителей, которые в будущем помогут вам успешно обучать ребенка. После определения поощрений список поощрений должен быть доступен для всех, кто будет работать с ребенком, чтобы они легко могли учитывать его. Также обязательно укажите, работу с каким количеством жетонов освоил ребенок.

  1. Берем желаемые стимулы под контроль. Для этого вам может пригодиться прозрачный контейнер, в котором будут лежать любимые предметы или их атрибуты. Так ребенок будет видеть усилители, но не сможет до них добраться без вашего разрешения.
  1. Знакомим ребенка с принципом «ты мне - я тебе». Просим малыша сделать что-то, что он без проблем может выполнить. Если он затрудняется, помогаем физически. Поэтому лучше выбирать инструкцию, которую вы гарантированно сможете помочь выполнить. Например, хорошее действие - похлопать в ладоши. Дайте ребенку инструкцию и сразу после успешного выполнения действия наградите малыша любимым предметом. Некоторое время приучайте ребенка к такому способу взаимодействия, где за приемлемым вариантом поведения следует незамедлительное поощрение.

На этом этапе определяем, когда и как часто будет использоваться усилитель и готовим визуализацию, - карточку, на которой показано, за какое количество жетонов ребенок получит усилитель. При этом, тестируем, ребенок согласен ли ребенок выполнять столько заданий за такое поощрение. Это зависит от сложности задания и от силы мотивационного стимула.

  1. Берем жетоны и собираем их на глазах у ребенка, а потом даем ему желаемый приз. Далее собираем опять жетоны, но последний даем прикрепить ребенку и сразу даем усилитель. Потом добавляем по одному жетону, пока ребенок в итоге не соберет все жетоны сам.
  1. Следующий этап – ребенок собирает все жетоны сам, но, чтобы получить последний жетон, выполняет несложное задание. Потом получает усилитель. Далее задания постепенно добавляются за каждый жетон. В итоге – ребенок выполняет задания за каждый жетон и получает награду.

Наша цель достичь того, чтобы желаемое поведение приносило удовольствие, поэтому заранее надо продумывать, как в последствии Вы сможете уйти от системы жетонов. Обязательно сочетайте жетоны с похвалой.

Если вы начали заниматься с жетонами, то используйте их постоянно, относитесь к ним серьезно, покажите ребенку значимость и ценность жетонов. При этом, помогайте ребенку находиться в состоянии успеха, чтобы он понимал, что вполне может заработать жетоны.


egelskaya small

Екатерина Бражникова - психолог, экспертный член МОО РПП, г. Краснодар