Первые упоминания о дневниках появились в Японии в XI веке. В XVII веке в Европе появились более личные дневники. Читая классическую литературу или автобиографию писателей, вижу, что практически все великие вели дневники. Дневник дает возможность нам осознать что-то о себе, лучше увидеть свои чувства, переживания, понять других, дневник помогает успокоиться, зафиксировать моменты интересных жизненных событий. Лично я с детства веду дневник, и он мне очень помогает.
Ведение дневника широко используют в терапии. Американский психотерапевт Айра Прогофф впервые ввел в свою работу «структурированный дневник», где он просил пациентов не только прописывать свои мысли, но и выполнять задания.
В наше время в психотерапии существуют различные виды дневников: «роман травмы» Нардонэ, дневник по работе с тревогой, дневник благодарности, дневник эмоций и многие другие.
Дневниковую работу широко используют, как коррекционно-развивающий метод в психологической помощи людям не только с РАС, но и другими нарушениями психического развития, например: ПТСР, КПТСР, расстройство пищевого поведения, в работе с горем и переживанием тяжелой утраты, в работе с проблемами обсессивно-компульсивного характера и др.
Стабильный рост за последние десятилетия числа детей с аутическими расстройствами ставит перед нами, как специалистами, задачи поиска новых методов для помощи, самопомощи и коррекции данного заболевания и других нарушений психического развития. Один из хорошо зарекомендовавших себя методов - это дневниковая работа. Ведение дневника – метод, который доказал свою эффективность. Специалистами в этой области (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская) разработана рабочая тетрадь в виде дневника событий жизни ребенка. Такую тетрадь можно использовать не только дома, но и в школе или в специализированных учреждениях. Авторы «дневника моей жизни», говоря о его структуре, учат, как заинтересовать ребенка, помогают ему не только записать события своей жизни, но и нарисовать. Самое интересное, что это должна быть совместная работа взрослого и ребенка. В результате такой совместной деятельности происходит прогресс в развитии устной и письменной речи. Из-за того, что тетрадь разработана в виде дневника, ребенок начинает ориентироваться в календаре. И, самое главное, появляется желание общаться со взрослым. Дневник может быть не только в бумажном формате, но и в компьютерном.
В подростковом возрасте ведение дневника помогает соотнести события далекого и недавнего прошлого, что нельзя сделать с более младшими детьми. Например, выросшие аутичные дети удивляются, когда сравнивают «себя нынешних» и «себя маленьких». Конечно, если взрослый, при этом, помогает поразмышлять на эту тему.
Без помощи взрослого, к сожалению, ведение дневника для аутичного человека может превратиться в однообразное перечисление событий, где не останется места для рефлексии, творчества и эмоциональных оценок. Думаю, что дневниковая работа не помогает исцелиться от страхов и переживаний. Если аутичного человека не обучить правильно вести дневник - отображать события жизни и его отношение к ним, то будет лишь фиксация внимания на пугающих событиях.
Также важным в дневниковой работе человека с РАС является то, что фактически у него происходит диалог не с самим собой, а с другим человеком, так как самостоятельный самоанализ таким людям не очень доступен.
Думаю, что основной результат дневниковой работы не только для детей с РАС, но и детей с другими нарушениями психического развития - это обогащение и расширение опыта взаимодействия с бытовым окружением, формирование адекватного представления об опасности и безопасности, упорядочение времени и пространства, а также формирование умения устанавливать связь между своей жизнью и природным порядком, развитие способности взаимодействовать с другими людьми.
Юлия Дубровская - психолог, кризисный психолог, христианский душепопечитель, НЛП-практик, Семейный и подростковый психолог, психолог волонтер, г. Москва