Междисциплинарный подход в коррекционной работе с детьми

Марина Королёва

podhod

Междисциплинарный подход в работе специалиста, работающего с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи просто необходим. Когда специалист владеет различными знаниями и умениями в тех областях, которые необходимы для работы с ребёнком, то результат будет достигаться быстрее. Я сама пришла в коррекционную педагогику только с образованием детского психолога и музыкального педагога, и у меня был свой собственный ребенок, который нуждался не только в моих музыкальных занятиях, но и в помощи всех остальных специалистов - это были шесть разных специалистов, и не все они находились в одном коррекционном центре, приходилось возить дочку в разные места.

На это уходило много времени, а ресурсы с особыми детьми очень ценны, временной занимает не последнее место. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются не только в логопеде, им необходимы и другие специалисты так как у таких детей, как правило, страдают и другие высшие психические функции, а не только речь.

Случай из практики

Вот случай из практики. Приезжаю я к родителям в маленький городок. А я там, знаете, как тот Лев Бонифаций, циркач из мультика, - вроде в отпуск приехала, но от детей никуда не спрячешься. Так вот, ведут ко мне на консультацию мальчика 4,5 лет. Мальчик молчит. Совсем не издаёт никаких звуков, нет даже хрипов, вокализаций… Ничего нет. И, естественно, я вижу множество сопутствующих и вторичных расстройств. Спрашиваю маму, почему не обратились к местному логопеду (знаю, что в их городе есть хороший опытный логопед). Выясняется, что мама всё же обращалась, но получила отказ от логопеда, потому как она не может заниматься с ребёнком, который не сидит за столом и не понимает правил.  Я понимаю, что мальчик тяжёлый, но практически всегда при тяжёлых речевых нарушениях мы имеем такую ситуацию, что ребёнку нужен комплекс занятий. К сожалению, в их маленьком городке этого нет, и если специалист владеет междисциплинарным подходом, то он, как правило, может и “вместить” ребёнка со всеми его сложностями и более эффективно помочь ему. Вот на примере этого же мальчика расскажу, как проходит занятие. У мальчика моторная алалия и бульварная дизартрия, ну и сопутствующие, и вторичные - РАС (расстройство аутистического спектра), тут и глазного контакта толком нет, дефицит внимания сильный, серьёзные проблемы с крупной и мелкой моторики, также у ребенка наблюдается, расстройство сенсорной интеграции. Мышление нарушено. Я берусь работать.

Междисциплинарный подход и разные методики в работе специалиста

Я владею междисциплинарным подходом, и понимаю, что в данном случае нужно делать много разной коррекционной работы в одном занятии, также совмещая и различные методики. Кстати, о методах, их тоже нужно совмещать. 

Когнитивные - развитие мышления, памяти, внимания, логики. Это, в основном, задача дефектолога или нейропсихолога.

Двигательные - развиваем мелкую и крупную моторику. И не только! Благодаря двигательной коррекции, мы включаем в работу те отделы мозга, которые помогают полноценно развиваться и когнитивным функциям. Например, если мы включаем в занятие логоритмику, то идёт совмещение движения и речи, также активируется внимание.

Телесно-ориентированный метод, когда телом ребёнка управляет специалист, показывая, как он должен сделать то или иное движение. Таким образом нарабатываются нужные связи в мозге, и ребенок впоследствии сможет сделать то же самое самостоятельно. 

Метод сенсорной интеграции помогает включить в работу сразу несколько модальностей. Благодаря многоканальному характеру восприятия человеком информации, активизируются сразу несколько органов чувств одновременно.

Ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико - синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета и явления. Таким образом, мы даём ребенку возможность пощупать предмет и изучить его тактильно и проприоцептивно. Например, если мы изучаем с ребёнком апельсин, то нужно показать, что он гладкий, немного пупырчатый - включается тактильный анализатор, круглый - способность почувствовать форму человеку даёт его проприоцептивная система. Анализируем дальше: глаза видят яркий оранжевый цвет, круглую форму, пупырчатой строение шкурки - работает визуальная система. Вдыхаем запах, он резкий и приятный - заработал обонятельный анализатор. На вкус сладко - кислый, включился оральный анализатор. И, конечно же, аудиальный анализатор поможет услышать слово. Т.е. различные сенсорные системы координируются и занятиях благодаря этому мы можем получать хороший результат. 

Вывод

Итак, благодаря междисциплинарному подходу и объединению различных методик на коррекционных занятиях, мы помогаем особым детям достичь более быстрого и качественного результата.


haikin2 sm

Марина Королёва - педагог-психолог, музыкальный терапевт, нейропсихолог, дефектолог. Действительный член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАМ). Ведущая социального проекта помощи родителям, воспитывающим особых детей "Особый путь", г. Саратов