Сохранять нельзя возвращать. Генеративный подход в работе с замещающей семьей

Гульнара Самсонова

deti

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка, – это потеря родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в кровной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей.

Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки - как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения после отобрания из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен.

В чем смысл приёмного родительства? Кто может взять на себя ответственность за судьбу НЕ родного ребенка? Сможет ли приёмный ребёнок признать себя в семье «своим человеком»?

Замещающая семья – это особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое. Она имеет собственные закономерности становления и развития, испытывает влияние различных уровней жизненной среды и сама оказывает реструктуризирующее воздействие на нее. У приемного ребенка свой механизм компенсации нарушений социализации.

И поэтому, психологическое сопровождение приемных семей - особый вид деятельности, направленный на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию приемной семьи и ребенка-сироты в ней.

К основным принципам психологической работы с приемными детьми можно отнести следующие:

  • постепенность в постановке воспитательных целей и поэтапность в решении конкретных задач воспитания приемных детей в семье;
  • оптимистический подход, уверенность в улучшении имеющихся результатов, опора на положительное в личности и жизненном опыте приемного ребенка;
  • конструктивность, то есть умение находить в любой ситуации воспитательные потенциалы, принимать взаимоприемлемые решения, использовать сложившиеся обстоятельства в интересах обогащения социального опыта такого ребенка;
  • эмпатийность как умение взрослых становиться на позицию ребенка, учитывать его переживания, мотивы поступков, точку зрения; умение сочувствовать и сострадать;
  • рефлексивность как умение взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, глазами окружающих, оценить предпринятые шаги, чтобы своевременно внести коррективы в свою воспитательную деятельность.

Продуманная и разумно организованная жизнь приемного ребенка в психологически здоровой приемной семье с четко оформившимся пространством общения и многообразием деятельности обеспечивает успешность вживания ребенка в семью, осознанию себя в ней «равным среди равных».

Следует отметить, что многие дети, столкнувшись с реальной ситуацией обретения новых родителей, после пробного пребывания в семье испытывают определенные психологические трудности, которые в некоторых случаях могут привести даже к отказу жить в семье. Для них часто неожиданными становятся строгие правила поведения, диктуемые новыми родителями, некоторые черты характера родителей (требовательность, авторитарность и т. п.). Вместо ожидаемого постоянного праздника начинаются будни, требующие выполнения скучных обязанностей и соблюдения семейных норм, чужих и непонятных ребенку. Все это может привести к возникновению резкого диссонанса между надеждами и реальностью, когда обретение семьи представляется ребенку способом решения всех проблем и удовлетворения всех потребностей (безопасности, любви, материального благополучия, уважения, обретения чувства полноценности, уверенности рядом с другими детьми, имеющими родителей).

Когда семья перестает справляться с трудностями, часто возникает желание вернуть приемного ребенка.

Сценарии возврата:

1) накопление напряжения;

2) наложение кризисов;

3) «непростительный» поступок;

4) несоответствие «экономических ожиданий» и др.

Негативные тенденции, которые увеличивают вероятность возврата:

  • в большинстве случаев происходит не подбор семьи для ребенка, а подбор ребенка для семьи;
  • выбор может осуществляться лишь на уровне первичного эмоционального восприятия и отклика;
  • потребности и интересы ребенка при передаче в семью могут не учитываться, реализуется приоритет «пристроить»,
  • дети передаются как «коты в мешках», «черные ящики» — без какой-либо информации о его жизни, состоянии здоровья, составе семьи и другой важной личной информации; приемные родители не информированы о том, кого берут в семью.

Терапевтическая работа с семьями с подопечным ребёнком.

Существует три основных фактора, которые влияют на возникновение проблем в приёмной семье: мотивы принятия ребенка в семью на воспитание; отношение к родным родителям ребёнка; степень гибкости семейной системы. Эти факторы достаточно специфичны именно для приёмных семей. По этой причине психологу важно учитывать эти факторы и прояснять их.

  • В терапии семей с приёмными детьми крайне важно прояснение истории семьи, тщательное исследование родственных связей.
  • В процессе работы важно выявить мотивы принятия ребенка, ожидания от ребёнка, а также то, насколько они оправдались.

При оказании помощи приемным семьям, хорошо зарекомендовал себя генеративный подход. Феномен генеративного мышления заключается в принципиальной ориентировке субъекта на новые и конструктивные взгляды, решения и действия. Только энергия принципиальной новизны и безусловной полезности желаемых состояний способна породить чувство перспективы и воодушевить клиента на непростую, "первопроходческую", подвижническую работу над собой. При этом у клиента формируется новые физиологические структуры, способные поддерживать появляющиеся мета психические новообразования (Сандомирский М.Е. 2005).

В генеративном подходе сформулированы некоторые важные положения, которые касаются закономерностей преодоления человеком трудностей и психологических проблем. Эти положения, как нельзя лучше, характеризуют модель работы психолога:

  • члены семьи нуждаются в развитии;
  • если «что-то не так», значит, есть актуальная необходимость сделать нечто, чтобы «стало так, как надо»;
  • любой симптом имеет явно или неявно выраженную целевую функцию (так называемое «позитивное намерение»);
  • любой вариант решения психологической проблемы есть «расширение карты» увеличение возможностей и потому являет собой̆ момент эволюции, развития;
  • психотерапия есть процесс управления целесообразными изменениями.

Генеративный подход позволяет сформировать новое психическое образование, дающее ему необходимую систему опор в ранее проблемных для него ситуациях. При положительной динамике, сохраняется семья, ребенок «излечивается» любовью и семейным теплом, приобретает опыт проживания в полной и счастливой семье.


svetlova small

Гульнара Самсонова - заместитель директора БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии, главный внештатный педагог-психолог республики Чувашия, Экспертный член и президент Чувашского регионального отделения МОО РПП, почетный работник общего образования РФ