Горевание — это психологический процесс, который мы проходим, когда сталкиваемся с потерей чего-то или кого-то значимого для нас. Раньше процесс горевания сопровождался ритуалами: тело покойного находилось дома, все близкие могли с ним попрощаться, были даже плакальщицы, которые помогали излить горе. Сейчас тема смерти очень табуирована, детям не рассказывают о смерти, не берут на кладбище, в результате дети самостоятельно изучают эту тему, результаты чего бывают плачевные.
Как дети переживают тяжёлые утраты?
Дети плохо представляют, что именно происходит, и не осознают причины происходящего в силу своего возраста и опыта (именно поэтому у детей в тяжёлых ситуациях и после них могут усиливаться тревога и страх). Детям кажется, что они в чём-то виноваты.
Если взрослые замалчивают ситуацию, стараясь оградить детей от переживаний, то получается следующее:
- Ребёнок думает, что взрослые его обвиняют в случившемся. Дети могут молчание и горе взрослых воспринимать как обвинение.
- Если кто-то просто «исчез», начинают бояться, что другие члены семьи могут так же исчезнуть.
Какие рекомендации можно дать взрослым:
1. Не изолируйте детей. Пусть они присутствуют при семейных разговорах об ушедшем человеке, смерти и похоронах.
2. Не скрывайте свои слёзы и эмоции при детях. Нет ничего плохого, что дети видят слёзы взрослого. Объясните, что вам очень грустно и больно прощаться, поэтому вы плачете.
3. Позаботьтесь об открытой атмосфере, когда дети могут задать любые вопросы или поделиться чувствами. Не осуждайте их за вопросы и появление чувств.
4. Если ребёнок маленький, стоит чаще держать его на руках, коленях, играть с ним или сидеть на полу.
5. Чаще говорить ребёнку, что вы его любите.
6. Побудьте с ребёнком рядом, если он плачет. Не пытайтесь его переключить, разрешите ему плакать.
7. Детей успокаивает разговор о событии, поэтому имеет смысл поговорить с ребёнком о том, как он относится к смерти: «Что ты знаешь о смерти? Ты видел когда-нибудь мёртвых? Как ты думаешь, что ты увидишь на похоронах? Что бы ты хотел узнать о смерти? Что бы ты хотел сказать умершему, о чём спросить?»
8. Если ребёнок дошкольник или младший школьник, предложите ему нарисовать свои фантазии и страхи.
9. Расскажите о смерти простым языком. Старайтесь не использовать метафоры «дедушка уснул и больше не проснётся», «бог позвал его к себе» и тому подобное. Дети чаще всего понимают всё буквально. Лучше сказать: «Дедушка умер, а это значит, его больше нет среди нас, мы его больше не увидим». Младшим школьникам можно объяснить, что «умер» — это когда тело больше не работает, ничего не чувствует, ему не бывает больно, тепло или холодно.
10. Расскажите, что будет на похоронах: это снимет тревогу и избавит от фантазий.
11. Дайте ребёнку возможность попрощаться с умершим. Можно разрешить положить в гроб рисунки или игрушки.
12. Объясняйте ребёнку, что такие сильные и тяжелые эмоции и переживания будут не всегда, что это всё пройдёт.
13. После утраты ребёнок может стать более угрюмым или импульсивным, поддерживайте его и не осуждайте.
14. Частый вопрос — можно ли ребёнку дотрагиваться до умершего? Можно, если ребёнку хочется. Дети делают это из любопытства, и нет никаких данных, что это причиняет детской психике вред. Гораздо большее значение имеет отношение самих взрослых к теме смерти и их эмоции по этому поводу.
Самое важное — постарайтесь в период непростых перемен, связанных с утратой кого-либо или чего-либо, создать для ребёнка атмосферу стабильности.
Надежда Тимошкина - практикующий психолог с медицинским образованием, телесно-ориентированный психотерапевт, индивидуальный предприниматель, руководитель детского центра, г. Хабаровск