Раннее развитие. «За» или «против»

Елена Терентьева

deti

«Нет лучшего обучения, чем сам опыт».

Л.С. Выготский

С каждым годом темп нашей жизни набирает всё большие обороты. В погоне за красивой картинкой, «успешным успехом» и, конечно, желая дать своему ребенку лучшее, родители всё чаще выбирают раннее развитие для своих детей. «Чтение с пеленок», «Развитие интеллекта с рождения», «Курс раннего развития 0+», — звучит убедительно, но насколько это соответствует возрастным задачам? Давайте разбираться.

В последнее время одной из наиболее популярных концепций в детской психологии является теория привязанности (основные принципы были сформулированы в работах М. Эйнсворт и Дж. Боулби в 70 — 80-х гг. прошлого века). Согласно этой теории, качество привязанности (между значимым взрослым, например, мамой и ребенком), которое возникло в раннем детстве, влияет на дальнейшее развитие всех познавательных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребенка. Если родители были чутки и внимательны к потребностям ребенка, адекватно реагировали на его сигналы, поддерживали его, говорили о своей любви, то такому человеку будет легко построить здоровые отношения во взрослом возрасте. Если же ребенка слишком сильно опекали или, наоборот, критиковали, не поддерживали, «недолюбили», то во взрослом возрасте он либо найдет подобные отношения, потому что это знакомая и понятная модель поведения, либо построит отношения, в которых будет получать то, чего ему не хватало в детстве. Таким образом, мы видим, что эта теория выходит за пределы детского возраста и влияет на жизнь человека в целом. Авторы теории просматривают связь между качеством привязанности в раннем детстве и дальнейшими успехами человека в общении, семейной жизни, карьере. Мы видим, что именно родители могут помочь стать детям успешными, любя их, поддерживая, находясь рядом, чутко и адекватно отзываясь на их потребности и просьбы, - ведь при таком позитивном взаимоотношении у ребенка формируется уверенность в себе, инициативность, самостоятельность.  

В последние годы много внимания уделяется именно психологии раннего детства. В этот возрастной период (с одного года до трех лет) происходят важные изменения в жизни ребенка и семьи в целом: ребенок учится ходить, говорить, внимательно слушать, когда ему читают стихи, сказки. Происходит заметный скачок в развитии, что отражается на поведении и эмоциональном состоянии: то ребенок капризничает, злится, бросается игрушками, то становится прилипчивым, боится упустить родителей из виду.

В такие сложные и важные для развития детей моменты на помощь родителям приходят тоддлеровские группы (от англ. «ребенок, начинающий ходить»), это психологические группы встреч для родителей (чаще – мам) и детей раннего возраста, цель которых - информирование об особенностях возраста, о задачах и новообразованиях, а также сопровождение и поддержка в прохождении непростого, «кризисного» периода в отношениях с ребенком. Дети в группах учатся взаимодействовать с родителями, друг с другом, с чужими взрослыми, решать свои первые конфликты, играть вместе с другими детьми или самостоятельно, осознавать свои потребности и сообщать о них, развивать самостоятельность и уверенность в себе. Навыки и опыт, получаемые ребенком в это время, - основа для построения отношений в последующие периоды жизни.

Таким образом, мы видим, что именно поддерживающая и доброжелательная атмосфера в семье, любящие и чуткие родители, позволяющие ребенку расти и развиваться гармонично и в своем темпе, играют огромную роль в будущей успешной жизни ребенка.

В следующей публикации мы поговорим об играх: рассмотрим, какую роль в жизни ребенка занимает игра, какие разновидности игр бывают, и подберем игры, подходящие именно вам.


usupova small

Елена Терентьева - детский психолог, нейропсихолог, первое высшее - педагогическое образование - учитель русского языка и литературы, г. Москва