Как правило, родители обращаются ко мне с такими проблемами: «ребенок не умеет вести себя в общественных местах. Он ведет себя агрессивно, и это может привести к конфликтам и дракам», «Педагоги жалуются на то, что их подопечный не способен найти общий язык со сверстниками, из-за этого возникают постоянные конфликты и драки».
Отказаться от проявления эмоций и игнорировать их бессмысленно и непродуктивно. Для ребенка естественно проявлять возникающие у него эмоции. При этом важно знать, как правильно направить их по нужному руслу.
Какое значение имеет термин «эмоциональный интеллект»? - Умение понимать и использовать свои эмоции, а также эмоции других людей для решения различных задач.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет эффективно управлять конфликтными ситуациями, находить оптимальные решения в сложных жизненных ситуациях и проявлять эмпатию к окружающим. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует развитию лидерских качеств, умению мотивировать других и успешно решать проблемы как на личном, так и на профессиональном уровне.
Эмоциональный интеллект важно начинать развивать в дошкольном возрасте.
Необходимо понять, что родительские установки "не кричи", "не смейся так громко", "не злись" и им подобные не позволяют ребенку испытывать эмоции и проявлять свои чувства, приводят к замедлению формирования ЭИ.
Игровые методы и тренировочные активности являются идеальным подходом к повышению уровня эмоционального интеллекта. Деятельность должна ребенком восприниматься как развлечение, а не как обязательное обучение.
Предлагаем вам игры на развитие эмоционального интеллекта:
«Кубик настроений»
Покажите ребёнку картинки, отображающие различные эмоциональные состояния. Задайте вопрос, например, «Как ты себя сейчас чувствуешь?» или «Какие эмоции ты испытываешь, когда сталкиваешься с трудностями?». Ребёнок должен подобрать изображение, которое соответствует его переживаниям, и объяснить свои ощущения и причины их возникновения.
«Зеркало»
Используя лишь выразительные жесты и мимику, вы невербально демонстрируете определённое чувство, а задача ребёнка — точно определить его. После этого следует обмен ролями. Игра прекрасно адаптируется для группового формата, позволяя участие как пар, так и команд.
«Я радуюсь, когда...»
По очереди с ребёнком говорите: «Меня веселит, когда...». В эту активность интегрируйте любые события, начиная от наслаждения свободным временем в выходные, приятными покупками и заканчивая благоприятными погодными условиями. Также можно разнообразить гамму исследуемых эмоций: «Я злюсь, когда…», «Я печалюсь, когда…» и т.д.
Также для развития эмоционального интеллекта можно сделать ряд упражнений:
Обзаведитесь специальным мягким предметом, например, подушкой, предназначенной для того, чтобы на неё могли оказывать физическое воздействие — удары, ущемления и прочие действия, когда возникает желание выплеснуть злость. Это станет безопасным методом для детей, чтобы освободиться от подавленных чувств. Ещё, вариантом является изображение источника раздражения. Карандашом нарисовать негативную эмоцию, потом разорвать лист бумаги или скомкать его и выкинуть в ведро, что символизирует избавление от негативных переживаний.
Через занятия играми и различными упражнениями, ребенок не только улучшит свои навыки проявления эмоционального интеллекта, но и научится лучше понимать собственные чувства и эмоции окружающих. Это приведет к тому, что ребенок начнет проговаривать свои переживания более четко, используя фразы вроде: «Мама, просто я сейчас зол, давай отложим наш разговор», или «Я знаю, как поступить, когда ко мне пристают», «Давайте вместе рассмотрим эту ситуацию».
Вы можете почитать книги об эмоциональном интеллекте и его развитии у ребенка:
- Джон Готтман и Джоан Деклер в своей работе "Эмоциональный интеллект ребенка: Практический гид для родителей";
- Анна Быкова в своей книге "Как подружить детей с эмоциями. Советы 'ленивой мамы'" делится рекомендациями о том, как помочь детям управлять своими эмоциями.
Также полезно будет почитать вместе с ребёнком:
- "Мои эмоции", автора Елены Ульевой — писательницы и педагога, занимающейся разработкой методик для раннего развития детей, представляет собой книгу, предназначенную для чтения вместе с детьми в возрасте от 1 до 3-4 лет. Произведение рассказывает о приключениях хамелеона по имени Игнат, который отправился на поиски новых друзей.
«Как ты себя чувствуешь?» - эта энциклопедия, написанная тем же автором, прекрасно подойдет детям в возрасте от 4 до 6 лет. В неё включены наставления и практические задания, цель которых − помочь малышам справляться с интенсивными эмоциональными переживаниями. В этом издании представлен более обширный спектр чувств и эмоций.
"Место обитания эмоций", автор: Виктория Шиманская. Для детей от 4 до 8 лет
«Сказки для высокочувствительных детей» автор: Лёля Тарасевич. Произведение охватывает восемь историй, происходящих вокруг шестилетнего мальчика Дёмы.
"Энциклопедия аффектов и сентиментов" Писатель: Екатерина Кес. В данном произведении юный лисёнок Мартин исследует мир чувств и эмоций. Рассказы, проникнутые утонченностью и лаской, сопровождают его путешествие. В компании Мартина маленькие читатели знакомятся с 17 различными эмоциональными состояниями.
Есть ряд полезных мультфильмов об эмоциях, которые станут приятным семейным просмотром, если вы присоединитесь к детям:
-"Малышарики" - Познавательный анимационный сериал для детей
-"Монсики" - Анимационная серия, направленная на развитие эмоционального интеллекта у детей.
- «Ну, погоди» - мультипликационный сериал.
- «Кот Леопольд» - где главные персонажи Кот Леопольд и мыши-хулиганы.
-«Головоломка», предоставляет возможность лучше понять внутренний мир как детей, так и их родителей. Мультфильм демонстрирует механизмы функционирования детской психики через призму основных эмоциональных состояний – Радости, Печали, Гнева, Страха и Брезгливости, которые олицетворяют собой внутренних персонажей в уме Райли, маленькой девочки, жизнь которой активно изменяется под влиянием этих эмоций, определяя ее реакции и общее эмоциональное состояние.
Ирина Хайрулина - педагог- психолог, клинический психолог, опыт работы в образовательных учреждениях более 20 лет. Ведет частную практику, г. Екатеринбург