Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, людям свойственно их нарушать. Определение понятия отклонение от общепринятых социальных норм, определяется как девиантное поведение.
Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить уже в 11-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. И если вовремя не принять меры, это может привести к таким последствиям как побег из дома и бродяжничество; курение, а также употребление психоактивных веществ; воровство; объединение в компании с преступной деятельностью; увлечение экстремистскими идеями; компьютерная зависимость; ранняя половая жизнь; опасные для жизни увлечения.
Примеры из жизни свидетельствуют о том, что девиантное поведение оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие подростка, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность - корыстные цели. Поступки, цель которых – получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество. Агрессивные проявления - это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие. Социально-пассивная ориентация - уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, употребление психоактивных веществ, суицидальное и самоповреждающее поведение.
Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё.
Генеративность же - процесс рождения новых смыслов, поведенческих форм, отвечающих требованиям адаптации на новом личностном уровне.
«Генеративная психотерапия - отрасль научно-психологического знания и практики, основывающаяся на изучении и использовании закономерностей и способов формирования у клиентов генеративного мышления в психотерапевтическом процессе.» (П.Ф. Силенок)
В генеративном подходе сформулированы некоторые важные положения, которые касаются закономерностей преодоления человеком трудностей и психологических проблем. Эти положения, как нельзя лучше, помогают психологу в работе с подростками, находящимися в кризисном состоянии:
- если «что-то не так», значит, есть актуальная необходимость сделать нечто, чтобы «стало так, как надо»;
- любой симптом имеет явно или неявно выраженную целевую функцию (так называемое «позитивное намерение»);
- любой вариант решения психологической проблемы есть «расширение карты» - увеличение возможностей и потому являет собой̆ момент эволюции, развития;
- психотерапия есть процесс управления целесообразными изменениями.
Генеративный подход позволяет сформировать новое психическое образование, дающее подростку необходимую систему опор в ранее проблемных для него ситуациях.
Работу с подростками необходимо вести в комплексе с работой с родителями, так как дети с ними сильно связаны и невозможно изменить поведение подростка, не изменив к нему отношение родителей. Обучение генеративному мышлению подростков и их родителей способствует успешной социализации подростков, вовлечению их в конструктивную и интересную им деятельность, перенаправлению их энергии в полезное и созидательное русло.
Гульнара Самсонова - заместитель директора БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии, главный внештатный педагог-психолог республики Чувашия, Экспертный член и президент Чувашского регионального отделения МОО РПП, почетный работник общего образования РФ