Подростковый возраст - время бурь и трансформаций. Мы часто видим, как некогда близкий и родной ребёнок вдруг отдаляется, замыкается в себе, а его комнату наполняют тайны и непрерывные переписки с друзьями. Для многих родителей это болезненный период: кажется, что они теряют связь, а главными авторитетами становятся сверстники. Почему специалисты настаивают: родители должны стремиться оставаться эмоционально значимее друзей, несмотря на эту неизбежную сепарацию? Давайте разберёмся, опираясь на знания о развитии психики.
Почему «важнее» - не значит «единственные»?
Прежде всего, важно понять: стремление подростка к общению со сверстниками - это абсолютно нормальный и необходимый этап развития. Например, Эрик Эриксон, Джеймс Марша считают, что в этот период ключевая задача - формирование идентичности («Кто я?»). Сверстники становятся «зеркалом», тренировочным полем для проверки социальных ролей, норм, ценностей вне семьи. Дружба учит эмпатии, разрешению конфликтов, даёт чувство принадлежности. Это естественно и полезно для подростка.
Но! Когда чаша весов слишком сильно перевешивает в сторону сверстников, возникают серьезные риски.
По теории привязанности Джона Боулби, родители или замещающие их фигуры должны оставаться «безопасной гаванью». Задача родителей создавать здоровую привязанность. Если подросток перестаёт видеть в семье источник безусловного принятия, поддержки и защиты, он становится психологически уязвимым. В сложных ситуациях, таких как давление сверстников, буллинг, соблазны рискованного поведения, ему некуда вернуться за советом, принятием и утешением. Он может пойти за группой, даже вопреки своим внутренним установкам, лишь бы не потерять принадлежность.
В сочетании с повышенной чувствительностью к социальному одобрению сверстников это создаёт «идеальную среду» для рискованного поведения: алкоголь, наркотики, опасное вождение, правонарушения. Если родительский авторитет и моральные ориентиры ослабли, группа сверстников может стать главным диктатором норм, и эти нормы не всегда конструктивны. Ведь подросток, по сути, не может стать наставником, в связи с отсутствием зрелости психики.
Когда мнение друзей становится единственным мерилом собственной ценности, самооценка подростка превращается в хрупкий замок из песка. Один конфликт, насмешка или исключение из группы - и самоощущение рушится. Родители, сохраняющие глубокую связь, помогают сформировать более стабильный внутренний стержень, уверенность, основанную на безусловной любви и знании своих сильных сторон.
Сверстники часто живут «здесь и сейчас». Родители благодаря своему опыту и роли лучше способны помочь подростку заглянуть в будущее, ставить долгосрочные цели (учёба, карьера, ценности), видеть последствия поступков. Без этого ориентира выборы подростка могут быть импульсивными и недальновидными.
В моменты настоящего кризиса, например, если возникли проблемы с законом, серьёзные эмоциональные срывы, опасности, подростку нужен взрослый, которому он доверяет безоговорочно. Если связь с родителями разрушена, обращаться за помощью ему может быть не к кому или стыдно.
Через неделю мы продолжим разговор о главной роли родителей в воспитании ребенка и формировании его личности в подростковом возрасте.
Любовь Сергеева - практический, клинический психолог. Пришла в психологию, чтобы решить личные проблемы и, познав, как меняется жизнь, изменив отношение к себе - осталась в профессии и готова делиться опытом и знаниями для улучшения качества вашей жизни. Являюсь действительным членом и волонтёром Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)


