Продолжение. Начало сказки читайте в газете за 18 мая 2025 года.
Действительно не обманывал его Кузутик, всё по правилу: за ожидание долга полагается ещё небольшая сумма сверх взятой, но каждый месяц прибавляется. Вроде бы всё честно. Мужичок затылок почесал и добавил:
– Знаешь, я с жинкой своей хочу переговорить. Всё-таки дом – это не повозка.
– Да-да, переговори! Можешь ещё и соседей спросить, вдруг они у меня подвох найдут, – почти обиженным тоном сказал Кузутик, вздёрнул пятачок к небу и сложил копытца на груди.
– Да ладно, ты не обижайся, только посоветоваться мне нужно, – сказал мужичок на прощание и уехал.
Стал бес ждать. День ждал, второй. На третий приехал мужичок со своей жинкой и говорит:
– Согласны мы на твои условия. Когда хату строить начнёшь?
Обрадовался Кузутик, пригласил их к себе в дом и стал расписывать, каким он дом мужичка видит, а сам договор подсовывает, подпиши, мол. В уплату взял бес золото и старую хату мужика. И в правду за неделю построили бесы мужику большой дом. Но оказалось, то там не доделали, то там ошиблись. Скрепя сердце принял мужичок у бесов дом, сам недоделки исправлял, а жинка довольная была. Соседи, посмотрев на него, тоже с бесом договоры заключили. Кто дом построил, кто повозку самодвижущеюся купил, и всё в долг брали. Кузутик с докладом к Сатане ходил, тот его хвалил. Добились они своего – всё меньше людей в церковь приходить стало.
Вот как-то проезжал мимо этой деревни казак. Видит диво дивное: мужики на повозках без лошадей разъезжают, по коробочкам разговаривают. Вдоль дороги дома огромные стоят, дворы просторные, железом крытые, ограды кованные с завитками да вензелями, да тихо в них, детей не видно. А главное – церковь стоит неухоженная, и священник за оградой траву косит. Подъехал казак к нему.
– Здрав будь, отче!
– И тебе не хворать, служивый. Уезжай ты отсюда. Места теперь тут нехорошие, пропадёшь.
– Отчего же ты меня гонишь, святой отец? – удивился казак.
– Уберечь тебя хочу, сын мой. Вот деревню не сберёг, так хоть тебя огражу, – молвил священник и заплакал.
– Полно тебе, святой отец! Ты толком расскажи, что тут приключилось?
И рассказал настоятель храма, как появился бес в деревне, как начал он людям головы туманить разными диковинными вещами, а взамен души не брал, только золото. А у кого не было жёлтого металла, забирал он время, вот и стали люди ему подчиняться. Забыли они дорогу в церковь, перестали молитвы творить, времени на это у них не осталось. Иной раз поздороваться да поговорить у них его нет. Где золотую монетку заработают, всё бесу несут, Кузутиком его называют.
– Вот так, казак, и забрал время людское Кузутик, а без времени и молитву к Господу не сотворишь, а без молитвы пропали людские души, – закончил свой рассказ настоятель и вновь расплакался.
– Не печалься, отче, помогу, чем смогу. Вернём мы людей в храм божий и души людские. Прогоним вашего беса.
Поговорили они, и пошёл казак думать, как помочь людям. Забрёл он в лес. Видит, на опушке изба стоит, возле неё заборчик. Подошёл к заборчику, заглянул, а там девушка по хозяйству хлопочет.
– Здравствуй, краса лесная! Приютишь путника? – спросил казак девушку.
– А что ж не приютить, в избе места хватит, – отвечала ему красавица, подходя к заборчику. – И поговорить мне будет с кем, а то всё звери да птицы. Тебя как зовут-величают?
– Петром отец с матерью нарекли. А тебя? – поинтересовался казак, осматривая заборчик и не видя калитки.
– Меня Ягой люди зовут, – ответила девушка, взмахнула рукой, и часть заборчика расступилась перед Петром.
– Ты ведьма? – предположил казак и улыбнулся.
– Да, лесная травница, ведаю многое, лечу зверей да птиц, путникам помогаю, – с улыбкой ответила Яга. – Ты проходи, не стой у ограды. Или боишься меня?
– Нет, не боюсь, чего тебя бояться, раз ты помогаешь всем. – Улыбнулся казак и подошёл к хозяюшке лесного подворья.
Она была небольшого росточка, пушистые, цвета соломы, волосы были аккуратно подобраны зелёным с цветным узором платком, завязанным узелком на лбу, так, что его концы стояли, как рожки. Яга была одета в зелёный, расшитый красными и синими цветами сарафан.
– Что, Пётр, наверное, голоден? Так мы это поправим, – прищурив глаза, сказала, Яга, развернулась к избе и присвистнула.
Продолжение читайте через неделю.
Павел Старостин - поэт, писатель, публиковался в сборниках и альманахах Краснодарского края.