Время. Часть 4, 8+

Павел Старостин

kutuzik 1

Окончание. Начало сказки читайте в газете за 18, 25 мая и 1 июня 2025 года.

Попрощался Пётр с мужиком и пошёл к дому Кузутика. Пришёл он в центр деревни, а там площадь и огромный дом. Люди по площади бегают туда-сюда, то мешки таскают, то ящики – все чем-то заняты, никто на пришлого казака внимания не обращает. На крыльце с резными колоннами в кресле полулежал Кузутик и, играя золотой монеткой костлявыми пальцами, смотрел на людей. Казак подошёл к крыльцу, и бес оживился, посмотрел на него маленькими красными, как угольки, глазками.

– Чего ты хочешь, человечек? – спросил он казака и стал рассказывать, что он может сделать для него.

– Погоди, бес, у меня к тебе есть своё предложение. Я выкупаю у тебя всю деревню со всем их временем.

Кузутик аж монетку выронил. Выпрямился в кресле, глазки его забегали, пятачок стал подрагивать и жадно втягивать воздух в предвкушении хорошей сделки. Он знал, что люди уже не смогут выйти из-под его власти, а взять много золота он отказаться не мог. Но его заедало подозрение, и он выпалил:

– Ты хоть представляешь, сколько эта деревня мне должна? Откуда у тебя, смертного, столько золота?

– Подарок одной красивой девушки у меня есть, только вот никак сосчитать его не могу. Ты как раз и отсчитаешь от него столько, сколько люди тебе должны, а остальное посчитаешь и половину себе возьмёшь, согласен?

Бес сидел минуту и думал, не обманет ли его этот человек. Потом решился.

– Давай, по рукам!

Он щёлкнул пальцами, и перед казаком появился ларец с договорами. Тот недолго думая пригласил беса:

– Хорошо, пойдём. Тут не далеко.

– Подожди, а договор подписать, – изумился Кузутик, – как без договора?

А Пётр рассмеялся.

– Как ты его напишешь? Ты же не знаешь, сколько золота у меня.

– И то верно. Ладно, как сочтём, так и подпишем, – сказал бес, хлопнул в ладоши, люди остановились, и он обратился к ним:

– Слушайте все! Этот человек выкупил у меня ваши долги, теперь вы принадлежите ему.

Люди удручённо стали работать дальше.

– Ну что, человечек, пойдём за нашим золотом, – спускаясь с крыльца, позвал Перта бес.

И пошли они к пещере. Долго ли, коротко ли, прошли они лес, переправились через речку, подошли к оврагу и в нём увидели пещеру. Зашли в неё, а там золота видимо не видимо, горы золота, а посреди пещеры стоит стол, на нём два яйца –золотое и хрустальное. У беса аж рот открылся и пятачок задёргался.

– Ну что ж, садись за стол, начинай считать, только смотри не ошибись, а то пересчитывать будем, – сказал казак Кузутику, незаметно забирая со стола золотое яйцо. – Я вот тебе и место приготовлю.

У беса аж глаза разбежались. Не думал он, что столько золота будет, но делать нечего, договор есть договор. По рукам-то ударили.

– Ты пока считай, а я на солнышке полежу снаружи, – схитрил казак и, оставив в уголке пещеры котомку с сидящими в ней чертями, вышел. Бес сел за стол и стал по монетке в пирамидки складывать. А хвостик так и трусился, задевая хрустальное яйцо, и, само собой, золото множилось.

Казак, выйдя из пещеры, огляделся, увидел большой валун, им-то он вход и привалил. На обратном пути зашёл к Яге, как и обещал, отдал ей золотое яйцо, поблагодарил хозяйку леса за помощь и отправился в деревню. По дороге священника встретил.

– Ну, здравствуй, старче, – кланялся ему казак и заверил: – Всё, не вернётся Кузутик ваш, свободна деревня.

– Как же! Люди-то ещё под властью его договоров.

– Тогда пошли на площадь. Собери людей, посмотрим, кому они подвластны, – улыбнулся казак.

Пришли они на площадь, вся деревня там собралась. Вытащил тогда казак из-за пазухи ларчик.

– Вот, селяне, ваши договоры с Кузутиком, отдаю я их вашему священнику, пусть он решает, что с вами, неразумными, делать дальше, в рабстве заклятия держать или отпустить грех ваш, – с этими словами он передал ларец священнику.

Взмолились люди: «Прости нас, неразумных! Поняли мы грех свой. Сил нет больше, времени вообще не хватает на семью и на детей, всё забрал договором бес проклятый. К Богу да в церковь и мига нет прийти».

molitsa

Пожалел их священник, раздал им договоры их, и рвали их люди на площади, освобождаясь от гнёта бесовского, и пошли они крестным ходом к церкви своей. Радостно было на душе у них от того, что вернулись они в божию обитель и могут молиться о спасении души своей. Казак улыбнулся и пошёл своей дорогой, размышляя о том, как мало времени у человека, и что на бога его в любом случае выделять надо, как бы ни занят ты был, какими бы делами или заботами ни был обременён.

*

Атаман ненадолго замолчал, обвёл взглядом своих юных друзей и сказал напоследок:

– Вот так, казачата, пытались бесы у людей время украсть, чтоб не осталось его у них ни на себя, ни на бога, ни на спасение своей души. А вы говорите – заняты.


mihaylova small

Павел Старостин - поэт, писатель, публиковался в сборниках и альманахах Краснодарского края.

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация