Продолжение. Начало сказки читайте в газете за 18 и 25 мая 2025 года.
На свист из домика вышел стол дубовый, резной, покрытый расписной скатертью. На нём, как на коне генерал, стоял самовар. Рядом с ним красовались на блюдах пироги. Следом за столом, как собачки, выбежали две табуретки.
– Ты не против пообедать во дворе? – предложила Яга. – Погода хорошая, солнышко светит, а в избе душно.
– Так даже приятнее, – улыбнулся Пётр, и они сели за стол.
– Бери пирог с черникой, её лисята вчера насобирали в благодарность за то, что я маму их вылечила, – угощала Яга, видя, что казак не знает, с чего бы начать. – Но, если не любишь с черникой, ешь с яблоками, их мне зайцы принесли. Мы давно дружим. Ты чай с ромашкой или с мятой будешь?
– С ромашкой, – отозвался казак, видя, как заботится о нём хозяйка леса. Он никак не мог оторвать от неё глаз.
Красивое и милое лицо было добрым и нежным. Глаза её с огромными ресницами были разного цвета: один, как у кошки, жёлтый, а второй – как луг, зелёный. Маленький вздёрнутый кверху носик и алого цвета губы придавали Яге очарования и наивности.
– Ты ешь. Насмотришься ещё, – захохотала она. – Я тебе баньку истоплю. Косолапый для меня вчера как раз дров наломал, веников принёс берёзовых да дубовых. Помоешься с дороги, отдохнешь, а там и поговорим. Ты же не против баньки?
– Не против, давно я в дороге, – ответил Пётр, уплетая пирог с яблоками да запивая ромашковым чаем.
Накормила Яга казака, в баньке попарила, спать уложила, ни о чём спрашивать не стала. Утром после завтрака казак рассказал, что он в деревне видел, и как пообещал священнику помочь с Кузутиком справиться.
– Задача непростая у тебя, но помогу я тебе с ней, – успокоила гостя Яга. – Вот слушай. Там, за лесом, есть река, а за рекой – овраг, в нём – пещера. В пещере – клад, уйма золота там. Ещё в пещере есть два яйца – одно золотое, а другое хрустальное, оба красоты неописуемой. Есть в пещере той подвох, хрустального яйца касаться нельзя, оно золото умножает, а вот от золотого я бы не отказалась. Принесёшь его мне?
– Да, принесу. Спасибо тебе, Яга, за доброту твою и помощь.
Распрощался с нею казак и пошёл обратно в деревню, думая, как же заманить беса в пещеру.
Шёл он, шёл, а на встречу мужичок бредёт, плачет, весь оборванный, в лохмотьях.
– Мужик, что с тобой случилось? – спрашивает его казак.
И рассказал мужичок всё как на духу, что работал он на своей земле, была у него хата, лошадка, жинка с детьми, но захотелось ему лучшей жизни. Встретил он беса, взял у него в долг телегу самокатную, дом каменный, скотинку, и вроде бы всё хорошо было до поры, до времени. Но пришла пора отдавать долг, а неурожай случился, золота нет, продать нечего. Уж просил мужичок Кузутика отсрочить плату, а тот ни в какую, плати, говорит, а то отдам твою душу бесятам, они заплатят твой долг, а ты с ними сам потом разбирайся. Не смог мужичок отдать ничего, пришли бесы и говорят: «Мы твой долг выкупили, теперь ты нам должен будешь, а пока не отдашь, души твоих детей и жинки нашими станут, и всё, что ты покупал, тоже».
Рассказывал мужичок и плакал.
– Ты не плачь, слезами делу не поможешь, – успокаивал его казак и потрепал за плечо. – Веди меня к ним сейчас. Попробую помочь тебе.
Обрадовался мужичок, приободрился, слёзы вытер и указал на дом на краю деревни.
– Вон там эти черти сейчас.
Подошли они с казаком к дому, а оттуда бесы вывалились на крыльцо, и один из них спросил:
– Что, мужик, долг принёс или заступника привёл?
– А много ли он должен? – кивая в сторону мужичка, спросил Пётр у беса.
– Для нас пустяк, а для него много, – рассмеялся второй.
– Один мешок золота всего-то, – подскочил третий бес.
– Немного, – обернулся к мужичку казак и спросил: – Что ж ты у сельчан не попросил, разве не выручили бы?
– Куда там! Вся деревня должна Кузутику, все за золото трясутся, чтоб только им хватило долги отдать, – ответил мужичок.
– М-да, ладно, – снимая котомку с плеча, сказал Пётр, обращаясь к бесам. – Спина уже болит таскать это золото. Помогу я ему, выкуплю у вас его долг. Вот только в котомку вы за ним сами полезайте, спина болит нагибаться.
Бес подошёл отдал казаку бумагу, что договором на долг была, и прыгнули один за другим все бесы в котомку.
– Всё, мужик, – сказал казак, отдавая ему договор, теперь вы свободны.
Как только коснулся мужичок бумаги, из дома выбежали жена и дети его, а бесовские телега да дом сразу прохудились.
– Видишь, обманывали тебя бесы. Сам-то теперь справишься? – спросил его казак.
– Конечно, справимся! Дом подлатаем, телегу поправим, главное, что мы никому не должны теперь, а руки есть да семья в здравии, сдюжим. Спасибо тебе, казак, спас ты нас, – поклонился мужичок в ноги Петру.
– Ладно, только пообещай мне в долг ничего не брать, а совета у Бога спрашивать и на бесовские штучки больше не зариться.
– Да, казак, науку я усвоил.
– Скажи мне, а где Кузутика найти?
– В большом доме в центре деревни, раньше там окраина была. Дома-то новые строили, вот, что было на окраине, теперь центром стало. А у Кузутика самый большой дом и есть, видишь, шпиль торчит.
Окончание сказки читайте через неделю.
Павел Старостин - поэт, писатель, публиковался в сборниках и альманахах Краснодарского края.