О миссии, о людях, о любви. Часть 4

Инна Силенок

s1

Продолжаю рассказ о нашей работе в составе миссии Народного фронта по оказанию психологической помощи жителям ЛНР в июле 2022 года.

14 июля 2022 года. Сегодня утром едем оказывать помощь в Весёлый. Это не первое название, вызывающее улыбку. Горькую улыбку. Но это до того, как мы туда приехали.

Первый раз кольнуло сердце от названия «Счастье» поселка, через который мы проезжали в Старобельск накануне. Сегодня мы также проехали через этот удивительный поселок, на въезде в который установлена стела «Счастье не за горами». Мы решили сфотографироваться на её фоне на обратном пути, проехали мимо со смешанным чувством. Неоднозначные чувства, иногда непонятные даже нам – психологам, каждая из которых ведёт тренинги по формированию эмоционального интеллекта, - сопровождали нас на протяжении всей этой недели в ЛНР и ещё пару недель после, пока мы реабилитировались по возвращении.

Едем со съёмочной группой, заезжаем по дороге в маленький сельский магазинчик. Коллеги что-то покупают из продуктов, я взяла с собой мало налички и экономлю, беру только кофе в пакетиках на утро. В магазинчике у меня ощущение, что я на Кубани в поселке по дороге на Азовское море: ассортимент, все говорят по-русски. Только лет десять-пятнадцать назад, - карты не принимают, да и упаковка у товаров не современная по нашим понятиям. Много людей на велосипедах, - здесь даже обочины не заминированы. Но это ощущение быстро проходит при выезде из посёлка на трассу – сгоревшие леса, обугленные автомобили на обочине, предупреждение, что останавливаться опасно.

s2

Приезжаем в общежитие в поселке Весёлом. Нас встречает жизнерадостная, душевная, искренняя заведующая общежитием, ставшим пунктом временного размещения луганчан, бежавших из своих населенных пунктов, потеряв жилье и родных. Спрашиваем, у кого из её жильцов панические атаки или горевание, тревожные состояния, агрессия, повышенная слезливость и так далее, - перечисляем весь стандартный набор признаков психологической травмы. Отвечает, что почти у всех, включая работников общежития. Улыбается. Рассказывает, как к ним семья из тринадцати человек приехала на легковом автомобиле с прицепом, бежали от бомбёжек ВСУ и спаслись. В прицепе ехали – штабелями лежали. Говорит, что трагедия в каждой комнате в общежитии, но будут ли они работать с психологом – вопрос. Мы знаем, что работать с психологом захотят далеко не все, иначе надо было бы привозить команду побольше. Кто-то выговорится хотя бы, уже станет легче, а у нас много инструментов, чтобы и во время «обычного» на первый взгляд разговора улучшить состояние клиента. Заведующая зовёт к нам женщину, у которой сегодня как раз 40 дней, как погиб муж практически на её глазах. Пожилая женщина рыдает, почти не может говорить.

Я забираю её работать в «красном уголке». Взрыв произошёл за секунду до того, как она вышла из подъезда. Её муж взорвался, и она выходит и видит весь это ужас: кишки, кровь,.. Я сделала шесть техник, чтобы вывести её из тяжелейшего состояния. Удалось. ДПДГ, потом работа со смыслами, с убеждениями, телесные и дыхательные техники, эмоционально-образная терапия, работа с личной метафорой. Женщина вернулась к жизни и сможет заботиться о своих родственниках-инвалидах. А заботиться надо, и больше теперь некому, - раньше заботился её муж. Женщина благодарит, плечи распрямились, выражение лица спокойное, возвращается к себе в комнату к маме-инвалиду.

Молодые психологи под впечатлением от изменений в состоянии женщины, один из них говорит, что у парня в общежитии панические атаки. Я прошу привести его ко мне в «красный уголок» минут через 20. Надо попить чаю, я больше двух часов занималась женщиной с острым горем, нужно восстановление. Иду пить чай в соседний корпус. Гульнара Самсонова и Людмила Озерова уже там, рассказывают коротко о своей работе.

Гульнара Хайдаровна провела работу с женщиной 64 лет, которая осталась без жилья, одежды, сын у неё воюет, сноха с детьми в Рубежном (жильё сохранено, и они уехали домой неделю назад), муж умер ранее. Тревога за сына, внуков, сноху, бессонница, аритмия. Коллега сделала техники: ДПДГ бабочка, направленная визуализация с применением символдрамы. Предложила техники самопомощи для самостоятельного применения. Состояние женщины значительно улучшилось с трех баллов до восьми.

s4

Людмила Озерова успела за это время пообщаться с двумя женщинами: с молодой женщиной, муж которой не может найти работу, и с женщиной, мужа которой разорвало у неё на глазах во время бомбежки, когда он выскочил из подвала, чтобы помочь пожилым женщинам. Общаться готовы, техники делать не соглашаются. Косвенные внушения на улучшение состояния через принятие ситуации, рефрейминги, поиск смыслов жить дальше, - всё, что можно в таких случаях сделать, но это тоже помогает, состояние женщин улучшилось.

Крепкий час с сахаром – это очень хорошо. Можно продолжать работать. Я возвращаюсь в «красный уголок», где жду молодого мужчину с «паническими атаками», которые таковыми не являются, как становится понятно при первых же его ответах на мои вопросы. Это были приступы сильной агрессии у парня 37 лет, за которые ему было стыдно. И на то, чтобы себя сдерживать, уходило много энергии и сил. Агрессию запускал триггер – страх, его удалось убрать. Я сделала свою авторскую модификацию техники «Изменение личностной истории», и парень сказал: «Я теперь в Куполе из спокойствия, я смогу успокаивать и уговорить этих людей» - речь шла о тех, на кого он раньше срывался, кричал.

Потом я индивидуально коротко поработала с четырьмя людьми среднего возраста. Работала с убеждениями и дала доступ к ресурсам.

Общежитие в Весёлом – одно из немногих мест, где есть и свет, и вода, поэтому условия проживания здесь можно считать самыми комфортными из всех, которые мы видели. Но этот комфорт и чистота даются нелегко сотрудникам и заведующей. Люди работают практически в круглосуточном режиме, знают наизусть историю каждого, соответственно и сами травмированы, осознают это, проявили готовность работать с психологами. Гульнара параллельно работала с заведующей общежитием, предложила техники самопомощи проживающим в ПВР и гашения конфликтов среди пожилых и не совсем здоровых, - в общежитии люди разные, есть с ментальными нарушениями. 

Гульнара Хайдаровна работает прямо на свежем воздухе с молодой женщиной 35 лет, социальным работником ПВРа. Она бежала из Рубежного с семьей - мужем, ребёнком, папой инвалидом, находилась в состоянии перевозбуждения, обиды на проживающих, жаловалась на плохой сон и усталость. Коллега провела работу: подстроилась по дыханию, сделала технику эмоциональной свободы, нашли смыслы. Предложила техники самопомощи себе и проживающим, способы эффективного общения с престарелыми и пожилыми проживающими. Проконсультировала по подготовке ребёнка к школе, - женщина хочет отдать в 1 класс сына 6 лет с задержкой речевого развития. Теперь у женщины есть план действий. Когда Гульнара Хайдаровна работала с сотрудницей общежития, к ним присоединилась молодая женщина, бежавшая недавно из ДНР.  Она приняла участие в процессе обучения техникам самопомощи и помощи проживающим, а также техникам бесконфликтного общения с престарелыми и пожилыми проживающими в ПВР. - Кто-то не хочет делать техники, а кто-то сам присоединяется, чтобы помочь себе и другим.

Людмила Леонидовна в это время поработала с женщиной, которой пришлось взять на себя заботу о пожилых родителях и детях, потом с мужчиной, который никак не мог договориться со своими соседями об изменении места для перекуров. Проживание в общежитии ставит перед людьми новые или забытые спустя много лет после студенчества задачи пользоваться общими кухней, санузлами, курительными комнатами, коридорами. Это вызывает конфликты, которые на фоне нестабильной психики после перенесённых трагедий воспринимаются гипербализованно. Но люди при этом проявляют и отзывчивость, и сочувствие, и желание помогать друг другу.

Мы пьём ещё по чашке чая в соседнем корпусе и выезжаем в Старобельск в том ПВР, где были накануне. Хотим посмотреть, как себя чувствуют люди, у которых мы сутки назад сняли травму. По дороге обсуждаем с Гульнарой то, что мы одновременно работали с двумя бабулечками, которые, лежа на соседних кроватях сильно конфликтуют друг с другом. Мы не успели найти те лекарства, которые им нужны, - поздно приехали вчера и рано выехали сегодня, но у нас с собой есть немного простых лекарств: от головной боли, сердечных, спазмолитиков, и мы взяли с собой продуктовый набор. Решаем вручить его бабушкам на двоих, чтобы они вместе поужинали. Заодно и примирятся.

Заходим в спортзал, нам улыбаются. Бабушка, которая до того, как я снимала у неё травму и панические атаки 13 июля, не могла сама дойти до туалета, лежала в памперсе, сегодня утром - 14 июля пошла гулять в парк. И теперь не хочет уезжать из ПВР в Старобельском. Говорит «здесь такой парк хороший, я буду каждый день в нём гулять» - улыбается, благодарит Россию, Народный фронт и Краснодар за помощь. Я дала ей аспирин, анальгин и валидол из нашей с Гульнарой аптечки, провела с бабулечкой ещё одну работу. Теперь она сможет наладить отношения с женщинами в ПВР. Раньше она «их не выносила».

s5

Гульнара провела ещё одну работу с женщиной 76 лет. Отметила значительное улучшение в эмоциональном и физическом состоянии. Ходила самостоятельно без палочки за получением карточки. Занимала очередь с 4.30 утра и была уже шестой, о чём на кисти левой руки было подтверждение в виде цифры, написанной шариковой ручкой. И снова ДПДГ - простукивание по бёдрам, создание желаемого образа цели. Повторены техники самопомощи и предложено простукивание акупунктурных точек спокойствия. Я видела радость на лице женщины, когда Гульнара Хайдаровна отдала ей свой флакончик с корвалолом.

Я передала на двоих бабушек пакет с продуктовой гуманитарной помощью. Как же они обрадовались, когда узнали, что в пакете не только печенье и чай, но и три банки рыбных консервов!

Людмила завершила работу с молодой женщиной, вызывающей негативные эмоции у соседей из-за её частых ссор с пьющим мужем, и мы поехали в Луганск в надежде успеть на ужин. Сегодня нам это удалось. Мы даже сфотографировались у стелы «Счастье не за горами» на обратной дороге. Через несколько дней я опубликую статью о четвертом дне нашей работы в составе миссии Народного фронта по оказанию психологической помощи и работе с травмой жителям ЛНР.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар