Просыпаешься утром и думаешь: буду хорошей!
Буду всем улыбаться, любовь и тепло излучать,
Буду корм выносить для бездомных собачек и кошек,
А в критических случаях — думать и мудро молчать.
Стихи из источника: https://voipscan.ru/articles/stih-prosypayus-utrom-i-dumayu-budu-horoshey.html
Родительские установки имеют колоссальную силу для личности ребенка. Они как основа для каркаса задают направление формирования внутреннего образа себя. «Ты должна быть хорошей, послушной девочкой!», - часто мы слышим в детстве от наших близких. При этом никто не объясняет кому должна, почему должна. Нужно сказать, что в этих установках кроется культурное влияние нашего советского прошлого. Когда-то по советским лекалам создавали подлинного пионера, комсомольца, коммуниста. «Нужно со всеми здороваться!»; «Не лги никогда!». И здесь хочется расставить акценты, чтобы вы смогли правильно услышать мою мысль. Я не призываю вас, разом взять и отказаться от установки здороваться со всеми, как учили в советской школе культурного человека, я предлагаю научиться слышать себя и опознавать наличие внутреннего импульса и потребности пожелать другому здоровья при встрече или же разрешить себе не делать этого, если я не чувствую к этому сил и желания.
В педагогической энциклопедии 60-х годов в статье, посвященной коммунистическому воспитанию есть следующие строки: «В процессе Коммунистического воспитания высокая требовательность к воспитанникам сочетается с глубоким уважением и доверием к ним. Это предполагает опору воспитателя на положительное в поведении воспитанников, веру в их внутренние силы и возможности». Задача, стоящая перед обществом, состоит не в том, чтобы создать условия для развития индивидуальных способностей и свойств личности. А в том, чтобы, предъявляя высокую требовательность формировать «положительную» личность, хороших мальчиков и девочек.
Хороший «во всех смыслах» ребёнок наделен следующими обязательными качествами и характеристиками: он послушен, несамостоятелен при решении многих вопросов, принимает всё то, что ему дают или для него делают, терпелив и всегда находится в понимающей позиции независимо от того, сколько ему лет.
«Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала...
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу».
Я очень люблю это стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине», оно очень нежное, трепетное, и при этом ярко показывает, как ребёнок сам отказывается от детской беззаботной позиции в пользу «взрослой», как становится «хорошей» девочкой.
И здесь наиболее важна оценка взрослого, как он отнесётся к этому. Примет родитель этот бесценный дар детской личности и будет пользоваться им как само собой разумеющимся, а может и вовсе не обратит на это никакого внимания, как бы ни старался маленький человечек, или напротив, поможет ребёнку обернуться к себе, к пониманию и принятию собственных желаний. Перед взрослым, который также в свое время был взращён на шаблоне «хорошего» человека, стоит непосильная задача – осознать, что девочка не всегда должна быть «хорошей», и может позволить себе быть непослушной и упрямой, и имеет право не соглашаться и отказываться. Чем жёстче взрослый создает образ «хорошей» девочки, тем меньше возможностей получает ребенок для познания мира собственных желаний и потребностей, для создания собственного уникального Я. Психологи говорят, что идентичность такого человека имеет дырявую структуру, поскольку в ней недостает полноценного собственного опыта проживания разных жизненных ситуаций.
«Хорошая» девочка или мальчик не должны «высовываться», связываться с нехорошими компаниями, злиться, проявлять недовольство близкими или педагогами, при этом должны испытывать обширное чувство благодарности к родителям. Все эти не прожитые ситуации оставляют пустоты в опыте, формируют жёсткую связку с образом «хорошей» девочки, которая становится основной социальной ролью.
Во взрослой жизни «хорошая» девочка имеет шанс исправить ситуацию, если она научится ориентироваться на других значимых людей в своей жизни, помимо родителей и близких, и включать в свое поведение новые модели. Если же социальная роль «хорошей девочки» проросла в структуру личности, можно увидеть другую картину. Во внешнем плане такая девочка очень хороший исполнитель, трудоголик, не всегда получающий удовольствие от своей работы, но перестать стараться и отдаваться работе целиком она не может. Девочки по своей сути более социально ориентированы, поэтому они чаще попадают в позицию «хороших» и послушных, мальчики реже, но не все избегают подобного сценария.
Поскольку роль «хорошей девочки или мальчика» берёт на себя смысловую и экзистенциальную нагрузку в жизни человека. Она становится его опорой, за которую человек держится из-за всех сил. Роль «хорошей девочки/хорошего мальчика» - это то единственное, что он умеет делать в этой жизни, т.е. быть хорошим в глазах других, и не важно, что эта роль не делает его счастливым или самодостаточным. Хорошие девочки становятся внешне «хорошими» жёнами, создавая видимость семейного благополучия, поскольку так принято, испытывая постоянное напряжение и раздражение, находят разрядку в пассивной агрессии на себя или других.
Человек в «хорошей роли» имеет большое число запретов и ограничений от физических до моральных. Такие люди поздравляют знакомых с праздниками не для того, чтобы их порадовать, а для того, чтобы сохранить свой образ «хорошего человека» в собственных глазах. Не понимая и не принимая собственных чувств, они стремятся их компенсировать показной старательностью в профессиональной деятельности, в вопросах этикета, в демонстративной заботе о других. Это напоминает одну из игр Э. Берна «посмотри, как я стараюсь». Такие люди боятся изменений, они обычно становятся заложниками внутреннего неосознаваемого конфликта, связанного с борьбой между послушанием и непослушанием, между желанием угождать и стремлением сопротивляться авторитету.
Диагностировать у себя наличие жёсткой привязки к социальной роли «хорошая девочка/хороший мальчик» можно на основе следующих маркеров:
- мне в детстве часто говорили ты «должна/должен быть хорошим (послушным) ребенком;
- я часто говорю себе: «я хорошая девочка»/я очень стараюсь быть хорошей;
- я обычно не понимаю, чего я хочу на самом деле;
- я не чувствую свое тело или отдельные его части (нет чувствительности);
- я чувствую пустоту;
- мне свойственны депрессии и состояния апатии;
- я не умею выражать эмоции;
- я не умею проявлять агрессию.
Если вы обнаружили у себя более 3-х маркеров, значит роль «хорошей девочки/хорошего мальчика» занимает значимое место в вашем субъектном пространстве и здесь лучшая рекомендация – психотерапевтическая помощь специалиста.
Елена Казанцева - психолог, НЛП-практик, преподаватель психологии, г. Таганрог