Под чрезвычайными (экстремальными) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.
Экстремальная ситуация всегда сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями вовлеченных в неё людей, психологическая помощь которым во многом специфична.
Необходимая функция «канализации» болезненных переживаний пострадавших выполняется преимущественно психологами и часто является причиной их профессионального «выгорания». Психологу, работающему в этой области, приходится сталкиваться с высоким напряжением негативных эмоций, выступая в качестве «громоотвода» для них. Именно объём и накал переживаемых в экстремальной ситуации негативных эмоций представляет собой главный патогенный фактор для людей, оказывающих помощь пострадавшим.
Этот фактор действует двояким образом. С одной стороны, он может стать непосредственной причиной развития психических и психосоматических девиаций. С другой стороны, чрезмерный объем воспринимаемых страданий может подтолкнуть психолога к осознанному или не осознанному принятию одной из двух крайних психотерапевтических позиций – «избегания» и «идентификации».
Следование первой из этих позиций, отражающей страх психолога перед открытыми проявлениями горя, отчаяния, гнева, разочарования, закрывает для потерпевшего возможность так необходимого для него катарсиса.
Вторая псевдопсихотерапевтическая позиция – гиперидентификация, связанная с чрезмерным сопереживанием, опасна как для клиента, так и для самого практикующего психолога. Клиент в этом случае не получает от психолога необходимого для себя «корригирующего эмоционального опыта» (Тарабрина Н. В., 2001), а психолог подвергается чрезмерным эмоциональным нагрузкам, которые, как уже указывалось, чреваты различными нарушениями психического и физического здоровья.
В связи с этим для психологов, работающих с людьми, пострадавшими в экстремальных ситуациях, необходима особая психопрофилактика, которая нацелена в том числе на повышение их способности к эмоциональному отреагированию неизбежно накапливающихся негативных переживаний (вторичная травма), равно как и способности к направленной рефлексии собственных чувств.
С практической точки зрения существует два основных подхода к работе с вторичной травмой (Ильина, Соловейчик, 2000; Соловейчик, 2002):
1. Забота о себе и снижение уровня стресса.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности.
Снижение стресса:
1. Забота о себе (стремиться к равновесию и гармонии, вести здоровый образ жизни, удовлетворять потребность в общении).
2. Удовольствие (релаксация, игра).
3. Умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Трансформация отчаяния:
1. Стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, обыденных действиях.
2. Стремление бросить вызов негативным убеждениям и отчаянию. '
3. Создание сообщества.
Выделяют три аспекта работы со вторичной травмой – осознание, баланс и связь. Осознание касается всех аспектов наших переживаний: снов, воображения, чувств, телесных ощущений. Осознанию необходимо уделять специальное время, невозможно быть осознающим, если вы постоянно что-то делаете. Баланс имеет отношение и к внешней, и к внутренней жизни. Баланс работы и отдыха, физической и умственной активности и т.д., внутреннее равновесие. Связь с другими людьми и с чем-то высшим. Человек, переживший травму, склонен видеть лишь одну, негативную сторону мира. Поэтому специалисту помогающей профессии так важно сохранять целостное видение мира, не терять ощущение связи с другими людьми и чем-то высшим – природой, Богом, искусством, иначе вместе с клиентами мы потеряемся в мире жестокости и страдания.
Первый шаг в работе с вторичной травмой – принять её существование, на глубоком уровне признать свои внутренние проблемы и свою боль. Дорогу к изменениям открывает полнота осознания, наполненность смыслом (mindfullness) – то есть принятие каждого момента без попыток изменять или осудить происходящее.
В профессиональной сфере для успешной работы с вторичной травмой необходимо:
- Соблюдать баланс в работе – не браться за работу с несколькими тяжелыми клиентами одновременно, позволять себе делать перерывы, расслабляться, выполнять физические упражнения, прогуливаться, иногда даже вздремнуть.
- Поддерживать отношения с коллегами: слушать и рассказывать, получать и давать помощь.
- Получать супервизию, посещать тренинги.
- Целенаправленно работать с вторичной травмой, то есть иметь пространство, где можно говорить о чувствах, которые вызывает работа, о взаимосвязи личной истории и профессиональной роли. Эта работа может происходить как в форме индивидуальных консультаций, так и в группах реабилитации и профессиональной поддержки специалистов.
В организационной сфере – организационное обеспечение вышеприведенного.
В личной сфере основная стратегия заключается в том, чтобы иметь какую-либо определенную стратегию. Если работа станет содержанием вашей жизни, от этого пострадает и жизнь, и работа. Кроме того, это будет плохой моделью для ваших клиентов и обеднит личность. В своей личной жизни важно найти возможность проявить себя в качестве, противоположном тому, которое требуется на работе. Например, если работа требует от вас быть собранным, следовать правилам, важно найти пространство, где вы можете быть спонтанным, глупым, бездумным.
Очень серьёзной проблемой для специалиста, работающего с травмой, могут стать навязчивые образы, связанные с историями клиентов. Поэтому здесь мы хотим привести некоторые рекомендации по поводу работы с этой проблемой:
- Вы можете поделиться своими переживаниями с коллегой, и это может снизить эмоциональный накал.
- Можно попытаться понять, почему именно этот образ завладел вами, что задевает в вас это представление, какая ваша невысказанная потребность говорит через этот образ.
- Можно использовать направленное воображение и попытаться трансформировать образ, вводя в него дополнительные элементы. Например, вводя в сцену насилия сказочного волшебника или наделяя себя самого нечеловеческой силой, способной справиться с агрессором. Или представляя, как насильник превращается в жабу на ходулях. Или представляя вокруг ребенка, подвергшегося нападению, защитное облако, которое делает его недосягаемым для нападения.
Таковы общие направления профилактики и снижения интенсивности влияния вторичной травмы.
Использованная литература:
1. Жбанова Д. «Применение метода расстановок в терапии травмы, обзор
современных методов травматерапии», 2009.
2. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
3. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия. Учебник/ Под ред. Н. С. Хрусталевой. СПбГУ, 2014.
4. Стасенко В.Г., Хуторная М.Л. Экстремальная психология и психотерапия экстремальных состояний. Учеб.пособие. – Воронеж: НОУ ВПО «Международный институт компьютерных технологий», 2010.
5. Шмигель Н.Е. К проблеме психопрофилактики вторичной травматизации специалистов «помогающих профессий» / Сучасніметодилікуваннязахворюваньпсихогенногопоходження (XIIIПлатонівськічитання): Матеріалинауково-практичноїконференції / Під ред. Михайлова Б.В., Сарвір І.М. – Харків: КС «Курорт Березівськімінеральні води» (24-25 червня 2010 р.) - С. 263-265.
Людмила Озерова - психолог, руководитель научно-методического сектора ГБ СРБ РЦППМСП, координатор региональной антикризисной команды, экспертный член МОО РПП, президент регионального отделения МОО РПП в Республике Башкортостан