Психологическая работа по преодолению синдрома выученной беспомощности у эвакуированных в пункты временного размещения Краснодарского края

Наталья Фомина

pomosh

В различных чрезвычайных ситуациях большинство людей не обладают психологической устойчивостью. Они теряют контроль над своими действиями, а также легко поддаются воздействию различных негативных факторов.

Оказывая экстренную психологическую помощь в пунктах временного размещения (далее - ПВР) эвакуированным из Херсонской и Запорожской областей, часто приходилось слышать такие слова: «не предполагал, что будет так трудно», «не знаю, что выбрать», «зачем стараться, я знаю, что ничего не получится», «это бесполезно, всё равно ничего хорошего не выйдет», «не могу справиться со сложившейся ситуацией», «усилия не сработают, ничего нельзя изменить».

Люди попали в непростую ситуацию. Семьи с детьми и пожилыми родителями, подвергаясь опасности, были вынуждены покинуть прифронтовую зону, бросая свои дома, квартиры, имущество. Разумеется, они испытывали состояние беспомощности, невозможности самому справиться с обстоятельствами и невозможностью контролировать сложившуюся ситуацию. И при этом, передо мной сидели взрослые, ранее состоявшиеся, вполне себе волевые личности. Как следствие, большинство людей, обратившихся за психологической помощью в ПВРах, пребывали в тревоге и отчаянии.

Человек, переживший травмирующее событие и не сумевший с ним справиться, бессознательно закрепляет мысль о том, что он не в силах изменить что-либо в своей жизни, выйти из новой негативной ситуации, так или иначе управлять собственной судьбой.

За период жизни в суровых условиях противоречий, у жителей эвакуированных регионов выработался синдром выученной беспомощности, который стал основной формой их поведения в дальнейшем, независимо от условий и окружения. Синдром выученной беспомощности выражался в поведенческой сфере как отказ от преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их решения.

В каждой беседе с психологами, четко прослеживалось: «всё плохое - закономерность», «всё хорошее – случайность», а также, чрезмерная вера в судьбу, отсутствие мотивации к чему-либо и неумение просить о помощи. У эвакуированных наблюдались признаки депрессии и низкая самооценка.

Люди с выученной беспомощностью часто жаловались, видя всё в «черном свете». Для этих людей жалоба – это форма коммуникации. Их цель - быть услышанными и понятыми. Многие потеряли жилье, семью, близких, детей, остались без средств к существованию. Нездоровая травмирующая среда вызвала у этих людей чувства обречённости, собственной несостоятельности, зависимости. Граждане полностью смирились с теми условиями жизни, в которых они находились восемь лет, при этом чувствуя себя абсолютно бессильными.

Выученная беспомощность – это фактор, который перечеркивает вопрос мотивации человека в желании жить полноценной жизнью и созидать.  

Наличие выученной беспомощности у человека достаточно легко определить по фразам:

  • «не могу просить о помощи» (т.к. испытываю неловкость, стеснение);
  • «не могу изменить свое поведение» (т.к. часто плачу, не умею радоваться, проявляю агрессию);
  • «всё бесполезно» (нечего и пытаться).

За этими словами скрывается неверие в собственные силы, страх неудачи. Неверие в то, что возможно иное решение ситуации, и как следствие, это вызывало о людей чувства злости, усталости и апатии.

Наглядный пример поведения людей, размещенных в санаториях, пансионатах Краснодарского края, выражался в отказе от деятельности и потере интереса. Многие пожилые, старики и люди зрелого возраста не выходили гулять на улицу, не покидали комнат, в которых проживали. Замыкались в себе, полностью изолируясь от социума, они потеряли веру в завтрашний день. Дети и подростки отказывались ходить на занятия в школу, объясняя это невозможностью доехать до учреждения. Конечно, это не соответствовало действительности, для них были предоставлены комфортабельные автобусы, которые дважды в день курсировали от ПВРов до школ и привозили их обратно к местам проживания. Кто-то из них признавался в страхе перед новыми одноклассниками и учителями. Кому-то было сложно просить о помощи в освоении школьной программы, подготовке домашнего задания. А ведь многим было необходимо продолжать обучение, чтобы поступить в ВУЗы или профессиональные образовательные учреждения.

В таких случаях консультации психологов-волонтеров были особо необходимы. Требовалась выдержка психолога в умении найти индивидуальный подход к подростку, помочь ему в адаптации, в принятии самого себя, в понимании, как сложится его «завтрашний день».

Многие взрослые обращались за психологической помощью. Ни одна из консультаций психологов не обходилась без значимого постулата, что есть самое главное в жизни любого человека – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это любовь и тепло семейного очага, объятия родных людей, улыбка и радость своего ребенка.

На основе разумного принятия неспешных решений перед психологами-специалистами стояла непростая задача: первым делом прислушаться и выслушать человека, пришедшего в кабинет на консультацию. Ведь решиться на беседу, открыться и довериться специалисту, это совсем не просто в их ситуации. И люди шли, понимая, что здесь помогут, здесь прочувствуют и поддержат, помогут сделать те непростые шаги в новый этап жизни. Это самые важные шаги к открытию самого себя, той самой уверенности, той самой смелости. Шаги в завтра, в будущее, что дает возможность наполнять день сегодняшний. Потому как именно сегодняшний день представлялся этим людям фундаментом дня завтрашнего.

Зачастую поведение проживающих в пансионатах Краснодарского края так же выражалось и в деструктивном поведении, агрессии, направленной на себя или окружающих. Кто-то проявлял эмоциональную несдержанность и переходил на крик в информационных центрах при оформлении документов, на улицах и территориях мест проживания. Такое общение «на повышенных тонах» в местах публичного пребывания (в столовой, на детской площадке ПВРа, на ресепешене мест размещения) только накаляло обстановку. Особое раздражение вызывало поведение людей в состоянии алкогольного опьянения, - к сожалению, такое тоже встречалось.

И такая манера общения - это следствие психологической травмы. Сама по себе травма, оставляет в психике человека значительное напряжение. Не стоит отрицать, что общее состояние эвакуированных, в состоянии выученной беспомощности, распространилось на все сферы их жизни. Люди ощущали себя полностью сломленными. И здесь работа по оказанию экстренной психологической помощи выходила на первое место. Важно было удерживать стабильную психоэмоциональную обстановку проживающих. Совместная работа психологов МЧС Краснодарского края и психологов-волонтеров КРООВВМ «Единство поколений» давала положительные результаты. Позитивная установка в работе психологов-консультантов определяла те незыблемые принципы, которые образовывали стержень характера личности человека, обратившегося за психологической помощью. Акцент был сделан на уровень взаимного доверия. Люди оказались в незнакомом для них городе, в непривычной ситуации, где, как им казалось, их могут «обидеть» и «обмануть». Задача психолога-волонтера заключалась в установлении доверительного контакта. Требовалось максимально донести необходимую информацию о местах и графиках работы различных служб города. Со временем и эта работа была проведена. Люди осваивались на новой для них территории. Становилось понятно, что им обязательно помогут не только в кабинете психологической консультации, но и в транспорте, в отделениях банков, в поликлинике и просто прохожие на улице.

Были случаи, когда люди приходили повторно в кабинет психологов, но уже не за консультацией, а просто сказать «спасибо» за поддержку, за сохранение уверенности в себе, за веру в собственные силы. За понимание того, что в негативной ситуации всегда можно найти положительные стороны, не «опускать руки», двигаться вперед, честно ответив себе на вопрос, хотите ли вы это исправить и какие действия необходимы для выхода их этого состояния. И здесь важно получать результат даже в мелочах: совершать действия в разных направлениях и себя постоянно поощрять. Накопленный опыт положительных результатов в чём-либо, закрепляется в поведении человека и тем самым человек открывает для себя «дорогу» в мотивацию, придерживаясь принципа «маленьких шагов» в постановке «маленьких» целей в течении дня. Не обязательно делать «большое дело» за один раз. Эффективно делать по чуть-чуть, разделив выполнение на части. Это сформирует мотивацию для дальнейших действий, разумеется, отслеживая и фиксируя свои достижения.

В своей работе с эвакуированными психологи-волонтеры широко использовали различные психологические игры с детьми младшего и среднего возраста, где совместно с родителями и другими взрослыми, учились выходить из ситуаций, сложившихся в игре, делать перенос похожих обстоятельств в новые условия жизни. Такая совместная работа старшего и младшего поколений способствовала нравственному развитии личности детей, умению управлять своим поведением, умению видеть окружающий мир и окружающих тебя людей. А представителям старшего поколения - прочувствовать свою значимость и уважение близких. Ведь только через понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания возможно определить значимое в своей собственной жизни, в поведении и отношениях.

Так же в своей работе психологами-волонтерами использовались различные методы и приемы саморегуляции, связанные с управлением дыханием для стабилизации психоэмоционального равновесия. Психологи объясняли и показывали дыхательные упражнения по избавлению от стрессового напряжения. Проводили терапевтические консультации о необходимости привычного общения с людьми, живущими по соседству. Разговаривали о пользе физической активности, как особенности снятия внутреннего напряжения, о трудотерапии.

И как результат этой работы психологи-волонтеры видели положительный отклик, приходивших к ним на консультации. Проживающие в санаториях и пансионатах начинали общаться между собой, помогая друг другу действиями и поступками. Участвовали в совместных мероприятиях для взрослых и детей, посещая экскурсии, мастер-классы по рукоделию, анимационные шоу и другие представления. Дети-школьники и подростки начинали с радостью посещать занятия в школе. У многих появилась внутренняя мотивация продолжать учиться даже тогда, когда родители перестали этого требовать, размышляя о будущем, о том, как учеба «сегодня» поможет им в дальнейшей жизни. Содействием успешной социальной адаптации и полноценного личностного развития стала возможность посещать кружки дополнительного образования, где дети продолжали общение между сверстниками вне школы и дома.

Взрослое население также находило применение своему опыту и знаниям, определяясь с местом работы. В этом опять помогали психологи, дежурившие в ПВРах, работая с состоянием выученной беспомощности. Оказывая помощь при «синдроме безработного», разбирались со страхом неизвестности, страхом коммуникации в социуме, настраивая на позитив и благополучное развитие событий. Психологи помогали справиться с депрессией, защищая психику от очередных травмирующих переживаний, создавая условия для обретения внутренних ресурсов. И снова поддерживали и обучали саморегуляции, применяя различные техники.

Используя индивидуальный подход, психологи-волонтёры помогали людям сделать осознанный выбор, самостоятельно определиться в поиске и постановке конкретных реалистичных целей, а значит найти смысл жизни. Почувствовать тот внутренний импульс и ресурсы, правильно расставить приоритеты, и как результат высшей точки мотивации – заниматься саморазвитием. И те, у кого это получалось, делали уверенный маленький шаг в завтра, понимая, что жизнь начинает возвращаться в привычное для здорового человека русло.

К сожалению, социум не очень хорошо понимает, как общаться с людьми с феноменом выученной беспомощности. Здесь имеет значение и недостаток эмпатии, и невозможность представить конкретный травматический опыт человека с выученной беспомощностью, прошедшего долгие тяжелые жизненные ситуации.  

Именно поэтому работа психологов-волонтёров в этот сложный период для страны весьма значима. Психолог может помочь пройти через сложные жизненные ситуации и найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться вперёд.


petrenko small

Наталья Фомина - психолог-волонтер, педагог-психолог, кризисный психолог, эриксоновский гипнотерапевт, НЛП-практик, практический член МОО РПП, г. Анапа.