Пишите, это помогает!

Лилия Гадель

pisatel

Мне очень интересны люди, сумевшие сохранить в памяти максимальное количество событий своей жизни, причем, сохранить их в письменном виде. Еще в детстве я отметила, что в минувшие времена ведение личного дневника было занятием обычным и повсеместным. «Как хорошо, что мы можем сейчас прочесть о жизни людей, живших 100-200-300 лет назад», - думала я, представляя в своем воображении описанные ситуации. Еще меня удивляла рассудительность, обычно красивый слог, глубокие мысли и выводы.

Да, нам суждено прочесть лишь тех, кто имеет хотя бы какое-то значения для общей истории, и все же. Люди писали, писали много, нанизывая петли личных впечатлений на спицы времен, и я считаю это давно проверенным способом выживать. Уже тысячи лет назад, еще до алфавитов и четко оформленных языков, люди имели потребность записать свою жизнь рисунками, знаками, предметами. Значит, есть такой путь самосохранения, и, если он существует для целых народов, т.е. систем, то это важно и работает для отдельного человека. Благодаря «письменной терапии» люди выживали в концлагерях, тюрьмах, ссылках, переживали горе и потери: ученые продолжали заниматься наукой и делать открытия, писатели и поэты оставили нам тексты и стихи. Рука и карандаш сохраняли мозг, давали возможность найти смысл в самых страшных испытаниях.

gumilev

Гумилев Пассионарность

Николай Чернышевский написал «Что делать?», отбывая срок в Петропавловской крепости, Томмазо Кампанелла («Город Солнца» написан во время многолетнего заточения в застенках инквизиции), Лев Гумилев открыл теорию пассионарности народов и писал научные работы на оберточной бумаге, которую ему приносили ссыльные и заключенные в сибирском Камышлаге, Мигель де Сервантес освободился из тюрьмы с черновиками «Дон Кихота», сэр Томас Мэлори, справедливо отбывая 20-летний срок, написал «Смерть Артура», развратник Маркиз де Сад написал в тюрьме «120 дней Содома», О’Генри стал писателем, написал в тюрьме свои рассказы, Моабитские тетради татарского поэта и героя Мусы Джалиля подарили потомкам несколько десятков стихов, написанных в немецком плену. Помните, гремел роман «Шантарам»? Грегори Дэвид Робертс написал свою историю, будучи в заключении, чехословацкий журналист Юлиус Фучек написал «Репортаж с петлей на шее», ожидая смертной казни в застенках гестапо, Даниил Андреев начал писать «Розу мира» во Владимирской тюрьме, В.И.Ленин писал «Развитие капитализма в России», находясь в царской тюрьме за свою революционную деятельность, Николо Маккиавели, будучи в ссылке, написал «Государя». И, конечно, многочисленные известные произведения были написаны людьми после пережитых испытаний, конечно, это «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла» и другие.

frankl3

Виктор Франкл

Список может быть очень длинным. Да, я перечислила очень разных людей: кто-то был наказан за преступление, а кто-то был настоящим героем и умирал от пыток. Я имею ввиду то, что стресс, несвобода, боль, мучения, лишения не лечились, нет, - проживались на другом уровне, благодаря бумаге и карандашу. Жизнь может обернуться испытанием для любого, и важно не какое оно, а как и каким из этого испытания выйдет человек. Я читала, что первым терапевтическое действие ведения дневника заметил американский психотерапевт и социальный работник Айра Прогофф, ученик Карла Густава Юнга. Возможно, заметил первым и не он, но ему мы обязаны великолепным описанием этого процесса как метода, который он назвал «Глубинной гуманистической психологией». Это целый комплекс дневниковых упражнений, которые можно внедрить в свою жизнь любому человеку. Сам метод задумывался автором как некая замена психотерапевту. Письменная терапия как метод самопознания, изучения своих страхов и переживания, широко используется психологами, направлений множество, есть специальные практики практически на каждый случай.

aira progof4

Айра Прогофф

Многие из нас вели дневники, правда? Став психологом, смысл ведения дневников раскрылся для меня новыми терапевтическими гранями. Следующую статью я посвящу нескольким техникам письменной терапии, я активно их использую в своей практике. По сути, это самый экономичный метод самопомощи, который подходит всем.


petrenko small

Лилия Гадель - психолог, телесный терапевт, тренер по снижению веса, журналист, общественный деятель, г. Москва