Моббинг, буллинг, боссинг, а попросту травля

Инна Силенок

booling1

Наиболее часто мы слышим о травле с использованием нового иностранного слова «буллинг». И тема буллинга всё чаще становится предметом обсуждения в СМИ. Некоторые ситуации буллинга имеют громкий резонанс. Буллинг – травля, агрессивное преследование одного человека другим или другими. В англосаксонском диалекте (от англ. bullying — тиранить, издеваться, донимать).

Формы буллинга могут быть разными. Не только насмешки, перешёптывания, оскорбления и другие формы психологического насилия, но и избиения, иногда заканчивающиеся причинением тяжкого вреда здоровью и даже убийством.

Цель буллинга – запугать, подчинить себе, избавиться от неугодного – «другого», слишком талантливого, слишком заметного, сильно отличающегося, идущего не в ногу, не готового вместе с группой травить других, «дружить против».

Время от времени мы узнаём о том, что кто-то из юношей, девушек или подростков, взяв в руки оружие, идёт убивать или подвергает опасности жизнь и здоровье людей, устраивает теракты, берёт заложников. При расследовании этих преступлений мы узнаём, что преступник ранее подвергался травле и таким страшным и социально опасным способом отомстил своим обидчикам. Если травля проводилась долго и с особой жестокостью, то нередко это приводит к возникновению у объекта травли личностных нарушений, психических заболеваний, вплоть до полной потери рассудка.

Откуда берётся травля? Она существовала во все времена.

«Любимым развлечением мужчин, детей и прочих зверей является потасовка» говорил Джонатан Свифт. А если вспомнить слова Чарльза Дарвина: «Глубоко в человеческом сердце заложена страсть травить кого-нибудь», то мы понимаем, что потребность объединиться и затравить иного человека – это чисто животное в человеке. И хочется, конечно, верить в проявление в людях лучших качеств, не животных, а человеческих: милосердия, человеколюбия, сострадания, понимания, принятия, доброты. Но по факту проявление этих качеств мы можем ожидать от большинства людей, когда они себя хорошо чувствуют. И у минимального, просто мизерного меньшинства людей, которым плохо.

За травлей, как правило, стоит зависть, то есть страх, что кто-то лучше, достигнет большего. Для того, чтобы победить того, кто может оказаться лучше или в лучшем положении, получить «самый большой или самый вкусный кусок» завистники объединяются. У травли есть главарь. Он может участвовать непосредственно в процессе травли или дистанционно «дергать за ниточки». Может быть просто заказчиком. Поручить кому-то, кто будет «дергать за ниточки», а уже этот «марионеточник» скажет своей команде «фас».

Достаточно часто травля возникает в детском коллективе. Это могут быть даже дети в детском саду. В детском саду, как и в начальной школе процесс травли легко пресекает воспитатель или учитель. Достаточно легко может пресечь, но бывает так, что не пресекает.

Дети, привыкшие сызмальства завидовать, склонны объединяться и травить тех, кто выделяется чем-то в коллективе. Становясь взрослыми, они продолжают использовать те же стратегии получения желаемого.    

Те, кто осуществляет травлю, ответственность на себя за буллинг не берут. В настоящее время буллинг стал повсеместным явлением, если ситуация травли вскрывается, её организаторы и исполнители стыда не испытывают: «Да мы ничего такого не делаем, он просто шуток не понимает, у него чувства юмора нет», «Если он такой классный, что ж он всё время один?» и т.д.».

В профессиональном контексте травля получила название моббинга от английского слова «mob» — толпа («травля одного из членов коллектива»)
«Все против одного или один против всех». В офисе играют в игру «Против кого будем дружить». Чаще это происходит в женских коллективах. Иногда целью является избавиться от кого-то в ситуации, когда в подразделении грядет сокращение. Надо, чтобы «сам уволился». Так происходит борьба за «место под солнцем».

Традиционно выделяют два вида моббинга:

1) вертикальный — «боссинг» (англ. bossing — от англ. boss — хозяин, шеф), когда психологический террор в отношении работника исходит от начальника;

2) горизонтальный — когда психологический террор исходит от коллег. Этот вид травли обычно буллингом и называют.

Сотрудники примыкают к небольшой группе, начавшей травлю, кто из страха, что станет неугодным и его тоже будут травить, кто-то от «нечего делать», кто-то из зависти или «за компанию». Вспоминаются слова Фаины Раневской: «Людей, самых различных по своей натуре, вкусам и воспитанию, можно легко спаять, крикнув им: «Куси!»… И тогда начинается то, что так любят охотники.»  

Травля может быть открытой и скрытой (латентной).

Скрытая травля на предприятии проявляется в информационном вакууме, не приглашении сотрудника на совещание, не замечании его успехов и хорошо выполненной работы, игнорировании. 

Открытая травля – это оскорбления, повышение голоса, порча имущества, угрозы и т.д.

Травля приводит к серьезным негативным последствиям для объекта травли.

booling2

Человек на протяжении длительного времени подвергающийся травле становится психологически нестабильным. Если травля происходит на предприятии, то сначала он доказывает руководству и членам коллектива свою компетентность, профессиональную состоятельность и правоту, потом выгорает, устает, теряет силы и желание что-то доказывать, у него страдает внимательность, память, скорость реакции в рабочих процессах, то есть работоспособность в целом. И это происходит также в связи с тем, что мысли о травле и попытки объяснить себе происходящее и как-то защититься от психологического насилия являются для объекта травли доминирующими. У него нарушается сон, пищевое поведение, возникают фобии, падает самооценка, начинаются обострения психосоматических заболеваний. В крайних случаях случаются инфаркты, инсульты, онкология. Вспоминаются ситуации с доносами во времена Сталинских репрессий, когда люди массово подписывали доносы, человека арестовывали, его семью высылали, и вот уже свободна комната в коммунальной квартире в хорошем районе. Можно занимать.

Здесь можно вспомнить травлю Пастернака, когда ему дали Нобелевскую премию за «Доктора Живаго». Галина Вишневская писала: «Если бы я была художником, то изобразила бы травлю Пастернака, нарисовав на полотне море орущих ртов и завидущих глаз. Его обливали помоями в каком-то упоении, а больше всех старались свои — братья-писатели, раздираемые завистью к своему коллеге, благо на этот случай было им предоставлено место во всех газетах…».

Любой здравомыслящий человек понимает, что с травлей необходимо бороться. При этом травля является инструментом для решения вопросов. Принципом «человек человеку волк» руководствуются те, кому нужно выиграть в конкурентной борьбе. Есть токсичные коллективы, в который практически постоянно кто-то из сотрудников становится объектом травли. Одного «съели» - то есть уволился сам или уволили, и вот уже начинают «есть» следующего. Остальные боятся попасть в немилость и стать объектом травли. Понимание того, что горизонтальный моббинг таит в себе опасность разрушения всего коллектива как правило отсутствует у руководителя такого коллектива. Организатора травли не заботит судьба коллектива в целом. В таких организациях обычно большая текучка кадров, и при этом неформальный лидер – руководитель травли объясняет это любыми причинами, кроме тяжелой атмосферы в коллективе, буллинга, психологической небезопасности, - низкой зарплатой, уходом на повышение семейными обстоятельствами и т.д..

Тема «дружбы против» заслуживает отдельного рассмотрения как искаженная форма дружбы, когда людей объединяют деструктивные мотивы и намерения.

Что же реально делают участники травли? – В ход идут оскорбления, смешки, прозвища, приколы, необоснованная критика, социальная изоляция (остракизм), распространение сплетен, слухов, перегрузка ответственностью, презрение, показ равнодушия, доносы, причинение материального ущерба (кража вещей, порча инструментов, уничтожение нужных файлов, понижение зарплаты), нанесение ущерба здоровью (физическое насилие, сексуальное насилие, отравление, разлив ядохимикатов, порча воды).

Выходов для объекта моббинга из ситуации травли два: найти поддержку и победить или увольняться сразу до того, как он потеряет силы и здоровье.

А руководство компании должно проводить специальную работу по предотвращению травли в коллективе. Работа должна вестись в направлениях:

- формирование здоровой организационной культуры;

- руководитель должен руководствоваться установками на позитивную, конструктивную атмосферу и систему отношений в коллективе;

- усиление авторитета и роли руководителей подразделений;

- обучение руководителей высшего и среднего звена управленческим навыкам;

- налаживание механизмов обратной связи от сотрудников;

- воспитательная работа с коллективом;

- проработка текста должностных инструкций с четко описанными границами ответственности сотрудников;

- проработка горизонтальных связей;

- исключение возможности родственных и интимных связей между сотрудниками организации;

- жесткое пресечение интриг, сплетен, вплоть до увольнения сплетников;

- обеспечение прозрачности необходимой для успешной работы информации, четкое соблюдение границ;

- налаживание прозрачной реальной и доступной системы карьерного роста для сотрудников;

Даже в случаях, когда травят сотрудника, допустившего серьезные ошибке, принесшие вред коллективу и производственному процессу, руководитель должен процесс травли остановить, провести со всеми работу. Если очевидно, что данный сотрудник сам проявляет токсичное поведение и с коллективом ему никак не сработаться, руководитель должен рекомендовать этому сотруднику поискать другую работу и провести с коллективом воспитательную работу о вреде травли и несовместимости травли с организационной культурой предприятия. Зачинщиков травли необходимо выявить и предупредить о том, что на данном предприятии травля не уместна, и в случае организации травли в следующий раз они будут просто уволены.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар