Тревожность матерей: вред или польза, и причем здесь барон Мюнхгаузен?

Полина Архипова

sind munh

Несколько лет назад на просторах интернета активно обсуждалась история Джипси-Роуз Бланшар, которая уговорила своего парня по переписке избавиться от собственной матери. Многие осуждали девушку за такой поступок, другие же – оправдывали. Примерно в то же время вышел документальный фильм о девушке, а затем и сериал «Притворство» о ее жизни. Что же такого в этой истории, что ей было уделено столько внимания? Давайте разбираться.

Джипси-Роуз родилась в июле 1991 года в семье Клоддин и Рода Бланшара. Незадолго до ее рождения родители приняли решение расстаться, и Джипси воспитывалась своей матерью, которой все время казалось, что с ее ребенком что-то не так. Началось все с апноэ во сне (разновидность апноэ – прекращение дыхательных движений, для которого характерно прекращение лёгочной вентиляции во время сна более чем на 10 секунд) в три месяца девочки, затем, когда бесконечные исследования ничего не показали, Клоддин убедила себя, что у ее дочери неустановленное хромосомное заболевание. Когда Джипси было 8-9 лет, она попала в небольшую аварию на мотоцикле со своим дедушкой, отделалась парой ссадин, но Клоддин решила, что ее дочери требуется несколько операций и длительное восстановление, и с тех самых пор Джипси стала ходить с помощью ходунков, а затем и вовсе оказалась в инвалидном кресле.

К совершеннолетию Джипси-Роуз «страдала» проблемами со слухом, зрением, мышечной дистрофией, судорогами, список можно продолжать долго. Ее детская внешность – 150 см роста, большие очки, беззубый рот, высокий голос, обритая налысо голова – убеждали окружающих в том, что девочка действительно больна. Некоторые доктора подозревали, что в этой истории что-то не так, но стоило им только начать обследования и раскручивать всю эту запутанную цепочку, как Клоддин переставала водить к ним дочь. Кроме того, семья Бланшар получала от неравнодушных людей денежную помощь, которая помогла им переехать в новый дом после урагана Катрина.

С годами желанием быть самостоятельной у Джипси-Роуз росло, но она никак не могла убедить свою мать в том, что она здорова, что в итоге привело к необратимым последствиям. Так что именно стало причиной такого поведения Клоддин, почему здоровый ребенок неожиданно оказался неходячим инвалидом?

На книжных полках или на экранах телевизора можно найти невероятные истории о бароне Мюнхгаузене – именно в честь Карла Фридриха Иеронима, барона фон Мюнхгаузена и назван синдром, которым страдала Клоддин Бланшар. Делегированный синдром Мюнхгаузена или синдром Мюнхгаузена по доверенности – такой синдром, при котором родители или доверенные лица выдумывают своему ребенку целый спектр заболеваний, чтобы снова и снова обращаться за медицинской помощью. Существует также синдром Полле, по имени дочери барона, прожившей всего год, - он рассматривается как искусственное причинение болезни ребенку его матерью или опекуном.

В Международной статистической классификации болезней (МКБ-10) синдром Мюнхгаузена получил код F68.1 – умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера». Данному синдрому около 50 лет, и он еще недостаточно изучен, поэтому откуда он, с какого момента жизни начинает проявляться, сказать достаточно сложно. Возможными причинами являются травмирующие события из детства, когда сформировалась связь между страданием или болезнью и последующим сочувствием и повышенным вниманием. «Болезнью» детей люди с синдромом привлекают к себе внимание, вызывают жалость и восхищение окружающих.

Кроме того, делегированный синдром Мюнхгаузена достаточно трудно диагностировать. Многие мамы волнуются о своих детях, читают в интернете различные симптомы заболеваний и приходят с этим к врачам, но не все они страдают данным заболеванием. Как правило, такие люди достаточно эрудированы и продуманны, и как только начинают понимать, что им не верят, меняют врачей.

Случай Клоддин и Джипси-Роуз Бланшар далеко не единственный. Например, одна мать обращалась к врачам 323 раза за 8 лет, ее сыну провели 13 операций, ее приговорили к 6 годам лишения свободы. И это далеко не единственный пример жестокого обращения с детьми. В 7% случаев дети умирали, так как делегированных синдром Мюнхгаузена у их родителей не был диагностирован вовремя.

Сложнее, чем диагностировать синдром, на текущий момент, - только вылечить его. Пациенты не считают себя больными и убеждены в том, что они все делали правильно, к сожалению, как правило, в таком случае лечение не будет эффективным.

Для тех, кому будет интересно узнать о делегированном синдроме Мюнхгаузена больше, рекомендую сериал «Притворство», основанный на реальных событиях, а также фильм «Девять жизней Луи Дракса», «Взаперти».


petrenko small

Полина Архипова - психолог, Коуч, г. Королев