Ловушка «святой простоты»

Олег Колмычок

lovushka

Существует две крайности – малопродуктивных и, увы, весьма распространённых. Стремление к сложности ради сложности и стремление к простоте ради простоты. Зачем впадают в первую – очевидно. Для повышения самооценки и социального статуса. Со второй крайностью значительно интересней.

Дело в том, что простота бывает двух типов, которые, при полном внешнем сходстве, по результатам различаются кардинально. В этой статье мы рассмотрим оба типа простоты и научимся их различать.

«Святая», наивная простота – это простота первого типа. Простота старушки, подкладывающей хворост в костерок еретика, утверждающего, что Земля круглая, а не плоская. Простота ребёнка или подростка, делящего мир на чёрное и белое, и не сталкивавшегося ещё с оттенками и полутонами реальности. Простота восприятия, когда человеком осознаются и чувствуются всего две эмоции, два состояние: например, лёгкая досада и глубокое удовлетворение, а сменяют они друг друга строго в зависимости от содержания алкоголя в крови.

Продвинутая простота – это простота изложения в поздних рассказах Л.Н. Толстого. Простота действий целителя, простым нажатием на определённую точку побеждающего недуг. Простота одежды миллиардера, которому не нужно никому ничего показывать и доказывать, а удобство дороже понтов.

Может показаться, что я порицаю наивную простоту. Это верно только наполовину. Наивная простота представляет собой естественный непропускаемый шаг в направлении продвинутой простоты. Плоха не сама «святая простота», а застревание в ней. Если подросток в 13 лет воспринимает мир сверхконтрастно – это нормально. Но если такое же восприятие сохраняется и в 30, и в 45, то пора беспокоиться.

От наивной к продвинутой простоте всего три шага. Языком психологии, данный путь – от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности. Опишем все этапы с помощью наглядного примера. Скажем, стрельбы из лука по мишени.

Этап №1: Бессознательная некомпетентность – новичок, никогда не стрелявший из лука, делает первый выстрел, основываясь на своих наблюдениях за другими. Он просто стреляет, и стрела, разумеется, летит мимо мишени.

Этап №2: Сознательная некомпетентность – новичок осознал, что стрелять он не умеет, и начал учиться, тренироваться. По мишени всё ещё не попадает, но уже знает почему не попал в том или ином случае.

Этап №3: Сознательная компетентность – новичок больше не новичок. Он научился нормально стрелять. Чаще всего попадает, причём близко к центру мишени. Довольно долго целится, готовится, примеряется и знает, благодаря чему был успешным каждый конкретный выстрел.

Этап №4: Бессознательная компетентность – лучник стреляет навскидку, почти не целясь и всегда попадает в яблочко! Навыки достигли автоматизма.

Один из ключевых вопросов, что заставляет человека застревать на этапе «святой простоты»? Конечно же, отсутствие доходчивой обратной связи о том, что он некомпетентен. Пребывая в иллюзиях (поддерживаемых им самим, семьёй или окружающими), человек, мажа мимо мишени, полагает себя великим стрелком.

Застрять в простоте наивной – действенная психологическая защита. Осознать себя в чём-то некомпетентным может быть травматично, особенно в, казалось бы, зрелом возрасте. Для некоторых это прямо удар по ядру их личности. Поэтому они любой ценой сохраняют наивную простоту – бессознательную некомпетентность. Даже ценой существенного снижения качества жизни. Например, вместо того, чтобы признаться себе, что некомпетентны в вопросах построения близких, сердечных, мирных отношений с партнёром и обратиться за помощью к психологу или записаться на соответствующий тренинг, они продолжают ежедневно (а то и ежеминутно!) ссориться, выяснять отношения, пребывая в рукотворном аду.

Ловушка «святой простоты» – это ловушка сладкой иллюзии собственной непогрешимости, а, чтобы из неё вырваться, необходимо признать собственное несовершенство. Ведь только нечто несовершенное можно изменить, улучшить, развить. Развить до истинной – продвинутой простоты!


kolmichek small

Олег Колмычок - психолог, писатель, поэт из Краснодара. Автор четырёх книг и сотен статей