Психологическое знание в современном мире превращается в фетиш. Обретает маркировку священного Грааля – залога понимания и обладания практиками реконструкции проекта собственной самости в пространстве успешности, достатка и личной «прокаченности». Всё, что стоит в одном ряду с этими понятиями, имеет 100% гарантию на продажу. Отсюда такая популярность психологических марафонов, коучинг-программ, которыми активно наводнён рынок антропоморфных товаров и услуг.
Несомненно, марафоны важны как практики поворота к себе и подсвечивания отдельных тем и вопросов в нашей жизни, но они не дают возможности глубоко погрузиться в проработку личностного ядра – самости. Поскольку понять себя можно только в диалоге с Другим или другими, где другой выступает в роли зеркала, отражая сложности конфигурации взаимодействия или неспособность переносить невыносимые эмоции и сложные чувства, умение проявлять себя.
Наша повседневность наполнена различными формами знания, как красиво сервировать стол к завтраку, как быть «нетоксичной» мамой, чем надо питаться, что втирать в кожу лица, какие упражнения лучше всего делать для упругости мышц живота или ягодиц, а ещё, что сегодня в тренде, куда лучше поехать отдохнуть на праздники, какие практики йоги существуют и т.д. Обладание нужным знанием в актуальный момент делает нас устойчивыми, повышает самооценку и социальную значимость, но при этом создает и активирует невротическую потребность в поиске этого знания. Если ты не в теме, если ты не в курсе, ты выпадаешь из общего круга, тебе нечего рассказать друзьям, нет новых фото, нечем наполнять ленту социальных сетей.
Подогревая свою нарциссическую часть, человек становится заложником поиска новых способов получения социального внимания и общественных поглаживаний. Отсутствие нужного знания рождает страх несостоятельности, - читай «страх одиночества». Отсюда особая актуальность в наши дни выражения Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Вот и бегает современный человек в лабиринтах мультизадачности и многофункциональности, демонстрируя новое знание, которое через мгновение превращается в ветошь. Переживание страха одиночества – это невыносимое чувство, и большинство людей не могут с ним справляться. Поиск нового знания становится лучшим способом убегания от страха одиночества. Принять и разрешить себе переживать страх одиночества означает внутреннее принятие своей неидеальности, своего бессилия и слабости. Во внутриличностном плане – это процесс психологического взросления и выход из зоны комфорта, принятие важнейших экзистенциальных данностей нашего бытия, продолжать жить, принимая свое бессилие, одиночество и тленность. Важнейших экзистенциальных данностей в нашей жизни несколько, и одна из задач, которая стоит перед человеком принять их, осознать и научиться жить их учитывая.
- Жизнь человека сопряжена с переживанием одиночества (межличностного, внутриличностного, экзистенциального);
- Жизнь человека сопряжена с болью, и никто не может избежать ее;
- Жизнь несправедлива и наполнена несовершенством;
- Жизнь конечна. Смерть для всех нас абсолютно гарантированный выход. Знаменитое высказывание Э. Фромма является развернутым выражением этой идеи. «Рождение — это всего лишь одна частная точка в континууме, который начинается зачатием и заканчивается смертью. Всё, что заключено между двумя этими полюсами, составляет процесс рождения собственных возможностей, привнесение в жизнь всего, что потенциально заключено в двух клетках… Трагедия человеческой ситуации отчасти в том, что развитие Я никогда не бывает полным; даже при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих возможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностью родиться».
Эрих Фромм
Психологически не справляясь с данностью реальности, блогеры, не платившие налоги, убегают в Тайланд; мужчины, не справившиеся с информацией о мобилизации, переправляются в Грузию, Турцию или делают справки о несостоятельности своего здоровья.
Убегание в разные виды деятельности (т.е. знания) рождает ощущение, что жизнь наполнена событиями, сложными задачами, и человек тратит колоссальное количество сил, решая их и отыскивая для себя новые. Попытки замедлиться и остаться наедине с самим собой кажутся странными и даже не естественными, у простого обывателя они вызывают скуку. Отечественный психолог Анатолий Добин отмечает, что «признаком скучающего человека выступает желание посмотреть на часы, проверить время или новостную ленту в соцсетях». Человек скучающий, или ждет, когда окончится неинтересное мероприятие, или ожидает, что начнется что-то интересное. Под скукой может скрываться неумение отдыхать и организовывать для себя интересный досуг, человек «как бы» перекладывает ответственность за этот процесс на других, «кто-то должен» прийти и «что-то» организовать. Особую роль в этой неспособности играют внутренние интроекты, правила и установки, усвоенные в детстве: «отдыхают только ленивые», «получать удовольствие стыдно» и прочее. Имея такие внутренние установки, человек разрывается между желанием отдохнуть и требованием быть полезным, эффективным, неленивым. Нарушение запрета вызывает внутреннее беспокойство, чтобы успокоить совесть, «бьёт себя человек по рукам», перестаёт проявлять инициативу. Скуку в современном обществе можно сравнить с человеческой тенью, куда бы человек не последовал, тень идёт за ним по пятам. Скука сигнализирует человеку об утрате интереса к жизни, творческой активности и отсутствии жизненного смысла.
Анатолий Добин
Выход из этой ситуации нам подсказывают экзистенциальные психологи: «если у человека есть зачем, он выдержит любое как».
Елена Казанцева - психолог, НЛП-практик, преподаватель психологии, г. Таганрог