Вина

Анна Михалева

vina1

Чувство вины присуще каждому из нас. Вина может быть разной. В здравой форме – это регулятор поведения, предполагающий наличие морали и стремление к справедливости. Т.е. в адаптивном значении чувство вины помогает человеку контролировать свое поведение и соблюдать нормы, принятые в обществе. Но важно чтобы чувство вины не переходило в патологию.

Итак, если возникает условно «положительная» вина, то данное чувство говорит нам об ошибке, призывая что-то изменить, принести извинения, исправить ситуацию, это – движение навстречу другому, закрепление отношений, развитие, обретение внутренней целостности и покоя. Сравнивая поступок с тем, что в нашем понимании верно, мы оцениваем себя и это может послужить толчком, движущей силой к внутренней работе, предлогом для осмысления жизни или маркером того, что мы сбились с пути.

«Отрицательная» вина (дисфункциональная, иррациональная, токсическая, невротическая) же направлена на разрушение себя, либо на наказание. Она блокирует желание действовать, изолирует от других и мешает нормальной жизнедеятельности.

Вину нередко путают со стыдом. По эмоциональному окрасу вина похожа на стыд, но имеет некоторые различия.

Суть вины заключается в том, что человек оценивает себя сам (субъективное отношение к своим поступкам, действию/бездействию и их последствиям), независимо от мнения других. Также ключевое отличие в том, что чувство стыда направлено на себя: «я плохой», а чувство вины – на поступок: «я поступил плохо» (т.е. чувство вины обращено на конкретный поступок, который человек оценивает как плохой и за которым может последовать предполагаемое наказание (отвержение)).

Истоки вины зачастую кроются в детско-родительских отношениях. Когда ребенок достигает возраста 3-6 лет, он знакомится со своими чувствами, осваивает их управление, познает границы: свои и окружающих. В научении этому главная роль отводится родителям. Ребенок получает опыт взаимодействия, доверяет и опирается, в первую очередь, именно на родителей.

vina2

Мать кричит в сердцах: «Если бы ты не родился, я бы построила прекрасную карьеру!». Представляете, что чувствует в это время ребенок? Или родитель, злоупотребляющий алкоголем, бросает фразу: «Это все из-за тебя, ты меня доводишь!». В подобных случаях ребенок не может опровергнуть данных утверждений, а если попытки изменить свое поведение не приносят результатов и не решают проблему, например, зависимости родителя, ребенок ощущает чувство вины за сам факт своего существования. И уже, будучи взрослым, в своей семье, если что-то идет не так, даже вопреки здравому смыслу, человек чувствует себя виноватым. Постоянная критика, сравнение, пристыживание, запугивание, завышенные требования (несоответствующие возрасту, способностям, особенностям) могут привести к тому, что постоянными спутниками личности, воспитанной в такой атмосфере, будут страх ошибок, страх сказать «нет», страх быть покинутым, гиперконтроль, перфекционизм, установка «я недостоин» и пр.

Ведь подобное отношение является для ребенка угрозой для жизни, поэтому малыш готов соответствовать всем предписаниям, лишь бы остаться в контакте с родителями. Он делает вывод, что чувства других людей – его зона ответственности и именно он в ответе за то, что мама/папа/бабушка/дедушка чувствуют от его слов или поступков, а если они чувствуют что-то неприятное, плохое, значит он не справился, он виноват. Так закрепляется привычка перенимать ответственность за реакции и чувства других и во взрослом возрасте человек будет продолжать винить и стыдить себя.

При патологизации вины велик риск прибегания к неадекватным способам совладания с ней. Человек, постоянно испытывающий вину, чувствует безысходность, растерянность, подвергается манипуляциям окружающих, ставит чужие потребности в приоритет – это всё рождает большое количество внутренней агрессии. Но ввиду неумения конструктивного и здорового обращения с агрессией, человек перенаправляет её против себя: например, «искупление» вины с помощью саморазрушающего поведения (алкоголь, наркотики). Невротическая вина рушит реальность и не дает создать настоящую жизнь. Чтобы не допустить этого, необходимо научиться:

  • проживать, выражать, не подавлять чувство вины (ещё Фрейд говорил, что все подавленные чувства не умирают, а находятся внутри и влияют на человека и его жизнь; в проживании вины могут быть спрятаны разные чувства, например, грусть, сожаление, либо страх неодобрения, осуждения, критики, разоблачения),
  • интегрировать весь опыт воедино, признав эту ценность,
  • трансформировать вину в зрелую ответственность, став гибким и способным развиваться.

Жизненный путь – это череда действий, выборов, поступков, мыслей, часть из которых могут быть ошибочными. Мы можем ошибаться, это нормально. Нас определяют не ошибки, а то, как мы с ними справляемся. А также, помимо того, чтобы нас простили другие, важно, чтобы мы прощали самих себя!


petrenko small

Анна Михалева - журналист, юрист, специалист-аддиктолог, автор книги "Навстречу свету маяка", г. Пермь