Демоническая женщина или тайна Лу Саломе

Елена Казанцева

salome

Когда читаешь биографические данные об этой женщине, не перестаёшь удивляться как переплетены в её жизни наука, любовь, философия, дружба, высокий интеллект, женская непосредственность и мужская воля. В сознании возникает непостижимый образ, сотканный из тончайших противоречий и едва уловимых энергетических материй, которыми был пропитан сам воздух первой половины ХХ века.

Историки и биографы наперебой называют её одной из самых исключительных женщин в истории Европы. Немецкий писатель Курт Вольф писал: «ни одна женщина за последние сто пятьдесят лет не имела более сильного влияния на страны, говорящие на немецком языке, чем Лу фон Саломе из Петербурга». Магическое влияние, которое оказывала эта русская, таинственная чужестранка на умы и сердца мужчин было безграничным. «Такую «коллекцию» потерявших голову знаменитостей не встретишь более ни в одной женской биографии: Лу была «Великой Русской революцией» в жизни Ницше, её боготворил и воспевал Рильке, ею восторгался Фрейд, её собеседниками были Ибсен и Толстой, Шпенглер и Гамсун, Тургенев и Вагнер, с её именем связывают самоубийства Виктора Тауска и Пауля Рэ, по настоянию Мартина Бубера, известного философа и близкого друга, ею была написана книга под названием "Эротика", которая стала бестселлером в Европе и выдержала пять переизданий…», -  писала о Лу Саломе биограф Лариса Гармаш.

В одной из западных энциклопедий о загадочной русской Луизе фон Саломе сказано следующее: «автор двадцати изданных при жизни беллетристических и эссеистических книг. Она сравнивается с наиболее известными немецкими писательницами своей эпохи. Сообщается также, что Лу фон Саломе была автором ста тридцати девяти научных статей, последняя из которых (опубликованная в «Венском психоаналитическом альманахе») имеет характерное название — «Больной всегда прав».

Феминистки могут смело записать её в свои ряды, поскольку она одной из первых, активно воплощала в жизнь образ свободной, независимой женщины и была неповторима в изобретении своего «жизненного стиля». Современники в один голос отмечали её неисчерпаемую энергичность, интеллектуальную мощь, блистательность её беседы и её красоту.

Но самой уникальной загадкой Лу Саломе были её отношения с мужчинами. Обладая удивительным по силе мышлением, Лу Саломе стремилась строить с противоположным полом прежде всего духовные отношения далекие от человеческих страстей и сексуальных утех. При этом за ней тянулась слава о её распущенности, особенно после принятого решения проживать совместно с Ф. Ницше и Паулем Рэ в Париже. На тот момент Лу была поглощена идеей создать маленькую интеллектуальную коммуну, построенную на идеальной Дружбе трех друзей. Первоначально данную мысль высказывал Ф. Ницше. «Они поставили перед собой утопическую идею о создании и сохранении Идеальной Дружбы. И прежде всего, они должны были доказать самим себе, друг другу и миру, что таковая существует. Впрочем, в XX веке Николай Бердяев проницательно заметит, что в основе любой подлинной дружбы лежит мощное эротическое напряжение». Как и стоило ожидать, дружеский союз очень скоро затрещал по швам и Ницше был вынужден оставить надежду на семейную идиллию с Ледяной красавицей.

Пронзительную и точную характеристику психологического портрета Лу Саломе можно прочесть в тексте Пола Роазена: «Лу, несомненно, должна была быть со всеми своими мужчинами, ибо только так она могла идентифицироваться с хрупкой частью своей личности, которая была ей необходима как основание. Но все мужчины, которых она любила, бывали вынуждены констатировать в итоге, что Лу ничего не даёт от себя. Она зеркально возвращала им их содержание. Она порождала в них необходимость творчества и была их стимулом. Но как личность она оставалась игроком. Все её мужчины нуждались в ней, но каждый её любовник в конце концов обнаруживал, что она ему не поддаётся, уклоняется от него». Лу Саломе по праву можно назвать Снежной королевой или Ледяной девой, которая подпитывала творческие и интеллектуальные силы мужчин и разрушала их сердца и жизни. Сам стиль жизни Лу Саломе как вызов новому времени и образ женщины нового времени. Это способ, дающий возможность поставить новые вопросы в системе отношений мужчины и женщины: Чем вообще женщина может быть для мужчины? Кем она никогда ещё не была для него?

«Она — воплощённая философия Ницше», - так говорили современники о Лу Саломе. «Как искусно она использует максимы Фрица, чтобы связать ему руки! Надо отдать ей должное — она действительно ходячая философия моего брата», — с досадой признавала ненавидевшая ее Элизабет Ферстер-Ницше (сестра Фридриха Ницше). Исследователи предполагают, что именно Лу была прообразом Заратустры. Если это так, то не значит ли это, что именно двадцатилетняя Лу оказалась тем идеалом «совершенного друга», о котором всю жизнь мечтал Ницше, — того, кто исполнен бесстрашия всегда быть собой и стремления стать «тем, что он есть». Сам Ницше после мучительного разрыва с ней говорил, что Лу — это «воплощение совершенного зла». По-видимому, это был один из тех первых случаев, когда дьявол, показал свое истинное «женское» лицо. В отдельных пылких умах уже мелькала мысль, «что наиболее тонким воплощением идеи Люцифера могла бы стать абсолютно духовная женщина — полностью освободившаяся от всяких проявлений женской душевности…».

После очередного отказа в женитьбе и окончательного разрыва, на вершине отчаяния, всего за десять дней Ницше создает первую часть «Так говорил Заратустра». Сам Ницше писал, что «вряд ли когда-либо между людьми существовала большая философская открытость», чем между ним и Лу. Может быть, если в результате своих отношений люди не могут обрести друг друга, они обретают новых самих себя? Способен ли один человек сделать для другого нечто большее, чем подарить ему его самого?..

salome2

Все мужчины, с которыми сближалась Лу Саломе рано или поздно делали ей предложение и получали неизменный отказ. Луиза жила идеей сохранить непорочность и всю свою жизнь посвятить духовным исканиям.

Не менее колоритным персонажем стал следующий мужчина в жизни Лу Саломе – Фридрих Андреас. Аристократ с ирано-армянскими корнями. Как настоящий восточный мужчина, не бросающий слов на ветер, после отказа, последовавшего со стороны Лу Саломе, схватил нож и поранил себе грудь. Это произвело сильное впечатление на Луизу и она согласилась выйти за него замуж. Однако их брачный договор включал непреклонное условие Лу — отказ от интимной близости, который неприкосновенно соблюдался. Лу Саломе прожила в браке с Андреасом 43 года, «и она наотрез отказывалась развестись с ним всякий раз, когда кто-либо из её возлюбленных начинал требовать узаконить их узы, и всегда тщательно следила, чтобы ни один из её романов не скомпрометировал ненароком имя и реноме мужа».

Первую физическую близость и сексуальную чувственность Лу Саломе откроет в себе переступив порог своего тридцатилетия. Её избранник – ведущий политический деятель, организатор социал-демократической партии, светский лев и известный похититель женских сердец Георг Ледебург. Роман просуществовал совсем недолго, как и все последующие, мужчины были не готовы к таким свободным отношениям, которые исповедовала эта женщина.

Всё изменилось в один из театральных вечеров, когда в её ложе был представлен начинающий молодой поэт Рене Рильке. Это был самый страстный роман в ее жизни. Лу Саломе стала для поэта любовницей, музой и матерью. Роман продлился всего 4 года и за этот период Р. Рильке и Лу Саломе дважды посещают Россию. После расставания с Рильке Лу Саломе сохраняет с ним дружеские отношения и ведет переписку ещё в течение 30 лет.

Не менее важной и значимой фигурой в жизни Лу Саломе становится Зигмунд Фрейд, с которым она знакомится уже в зрелом возрасте. Саломе снова в роли прилежной ученицы теперь уже великого Фрейда, посещает его лекции, а также ведёт психоаналитическую практику с Анной Фрейд, по окончании которой у них складываются тёплые и дружеские отношения. Несмотря на клубившиеся вокруг сплетни Фрейд и Саломе были друзьями. Луиза оставалась рядом с мэтром, продолжая активно заниматься психоанализом, в его окружении она получила почётное прозвище «матери психоанализа». Многие биографы отмечают, что история отношений Фрейда и Саломе – это та модель идеальной дружбы, к которой всю жизнь стремилась Ледяная дева, и смогла обрести её на склоне своей жизни.

Статья написана по материалам биографической работы Ларисы Гармаш «Лу Саломе (удивительная история жизни и приключений духа Лу фон Саломе).


petrenko small

Елена Казанцева - психолог, НЛП-практик, преподаватель психологии, г. Таганрог