Одаренность и развивающая среда. Убеждения

Инна Силенок

razvitie1

Фото Олега Бухенко

Продолжим разговор о том, как среда, в которой живёт ребёнок, влияет на развитие его природной одарённости.

Что такое среда? - Семья, в которой растёт и развивается ребёнок, детский сад, в который он ходит, дети, с которыми он играет на детской площадке или во дворе, люди, с которыми общаются родители при ребёнке или даже без него, но фоном присутствующие в разговорах.

Всё, с чем соприкасается малыш в детстве, - это некая модель мира. Как я уже писала, - чем больше ребёнок увидит стран, городов, вариантов жизни, тем многообразнее и богаче будет эта модель. Ребёнок присваивает все эти модели. Выбирает, какие ему нравятся и какие не нравятся. Появляется желаемая модель мира: «хочу быть как дядя Саша» - он ездит на большой красивой машине, у него хорошо одетая жена, которая ему улыбается («улыбается – значит любит» – думают маленькие дети), люди с ним вежливо здороваются, – простые атрибуты счастливой и успешной жизни в глазах ребёнка.

Но конечно усваиваются и запоминаются не только эти - такие заметные модели. У ребёнка формируется речь. Из постоянного общения, из прочитанных книг. Из фильмов, которые произвели сильное впечатление, оказали большое влияние, запомнились. Время от времени ребёнок знакомится с новыми людьми из другой среды, в его речи появляются непривычные для родителей и учителей слова, это пугает значимых других, ребенку делают замечания, одергивают, пугают, ругают, он хорошо запоминает эти слова, но уже начинает сознательно выбирать, где их можно использовать, а где нельзя.

Ребёнок постоянно видит и слышит, как поступают родители. И эти модели поведения мамы и папы усваиваются и присваиваются бессознательно, и потом ребенок их невольно воспроизводит. Мы обучаемся моделированием. Если мама, когда ей неудобно говорить по телефону или не хочется общаться с каким-то позвонившим человеком, говорит: «Ответь, что меня нет дома», то ребёнок тоже потом будет лгать и делать то, что удобнее. Если мама в этой ситуации возьмёт трубку и нагрубит, то ребёнок будет проявлять свои чувства, не задумываясь о том, как себя почувствует человек, с которым он общается. Если будет вежливо общаться, то покажет, как важно управлять своими эмоциями. – Можно много вариантов поведения перечислять и показать, какие модели сформирует у ребенка пример родителей. Но причем здесь одаренность? - спросите вы. 

Модели отношения к деятельности, заниматься которой нравится или наоборот не нравится, могут быть разными. В родительской семье было принято следовать своему призванию, не смотря на низкую зарплату и трудности, или погнаться за модой. Уметь всё делать своими руками или по каждой мелочи нанимать мастеров, развивать один навык, доводя его до совершенства или развивать понемножку разные навыки. В семье было принято радоваться успехам других людей или завидовать и злиться. Помогать тем, кто попросит или мешать другим людям становиться успешными. В семье бывают «кумиры» и «изгои», проявляющие определенное поведение. Это всё паззлы, из которых собирается усвоенная с детства и не осознаваемая модель мира, которая потом проявляется у взрослого человека в принятых решениях и произведённых действиях.              

Итак, если обобщить то, что я сейчас постаралась коротко описать на простых примерах, то можно сказать, что среда формирует ряд убеждений и верований. Которые человеком не осознаются в жизни. Иногда на протяжении большого значимого периода своей жизни. Пока какие-то серьезные, судьбоносные события не вынудят его поменять одно или несколько убеждений.

Из Википедии: «Убеждения – это элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия».

razvitie2

Фото Олега Бухенко

То есть всё то, о чём я выше писала в этой главе, это пример того, как среда формирует убеждения. А далее эти убеждения «руководят» жизнью человека.

Примеры убеждений, влияющих на проявление и развитие одаренности:

  • если тебе это трудно – это не твоё, не занимайся этим»;
  • делай то, что тебе удобно. Сам о себе не позаботишься – никто о тебе не позаботится;
  • относись к людям так, как хочешь, чтобы они к тебе относились;
  • терпение и труд всё перетрут;
  • если ты наделён способностями, то не развивать их – грех;
  • талант всегда пробьёт себе дорогу;
  • от судьбы не уйдёшь;
  • на детях гениев природа отдыхает;
  • не всем дано;
  • стучитесь в закрытые двери, и они откроются;
  • никогда не поздно начать делать что-то новое, и т.д.

Мы с вами видим, что в приведённом списке есть убеждения, которые способствуют развитию таланта, и есть те, которые мешают открытию и развитию одарённости.

И эти убеждения есть у каждого человека. Они формируются в детстве и далее подкрепляются или опровергаются событиями из реальной жизни, происходящими с нами или с другими людьми, жизненными сценариями, прочтёнными биографиями, услышанными историями, посмотренными фильмами и т.д..

Отследите, какие убеждения по поводу одаренности, предназначения, деятельности из выше приведённых есть у вас. Может быть вы обнаружите какие-то ещё собственные убеждения, влияющие на то, чем вы занимаетесь. Ответьте себе мысленно на вопросы:

  • насколько они вам полезны?
  • а главное, делают ли они вас счастливее?

Как вы уже догадались, наличие полезных для развития одарённости убеждений – второй фактор, необходимый для открытия и развития одаренности человека. А ещё возникла тема счастья и одаренности. И об этом мы поговорим с вами в следующей статье этой серии.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар