Счастье и одаренность

Инна Силенок

sch odarennost1

Помните школьные сочинения на тему, «что такое счастье»? – Большинство из нас их писали в детстве, рассуждали на эту тему, представляли свое счастливое будущее. И многие из нас помнят советский фильм «Доживем по понедельника» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, где старшеклассники написали сочинение «Что такое счастье», а самый творческий и литературно одаренный ученик все сочинения сжёг.

Википедия говорит, что счастье – «это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания, самореализации».

Определений, что такое счастье, можно найти множество. В статье «Не в деньгах счастье» Александр Новиков привел определение: «Счастье - это максимальная личностная реализация: в любви, дружбе, семье, детях, профессии — во всём, в чём человек талантлив и что хочет попробовать». Можно приводить определения счастья из разных источников, и заметить закономерность, что если в определении присутствует не само описание состояния, а причины его появления, то там есть такие слова как призвание, самореализация, личностная реализация, талант, способности, склонности.

В самых простых «бытовых» определениях счастья мы можем увидеть формулировку «Человек счастлив, когда делает то, что ему нравится, и у него это получается». При этом мы понимаем, что даже если я люблю мыть посуду, вряд ли я почувствую себя счастливой от того, что мою её после завтрака. Чего-то здесь не хватает. Кому-то не хватает вдохновения и воодушевления. Хотя, может быть, и почувствую себя счастливой, моя посуду при определенных обстоятельствах. Если в этом мытье посуды будет какой-то особый смысл. Например, это будет для меня означать, что вся семья собралась, наконец, за завтраком, все друг друга любят и принимают, есть чувство общности. И я радуюсь этому. А мытьё посуды за всеми символизирует, что я хозяйка, что это моя территория. И на моей территории всё так, как я хочу. То есть это соответствует моим представлениям о счастье. И я вложила в это свои силы, что-то преодолевала, возможно. Здесь всё так, как я создала.

sch odarennost2

И ещё пример. Каждый день человек одним и тем же трамваем ездит на работу. Много лет. На фоне этого происходят разные события, а он каждый день по-прежнему утром в одно и то же время приходит на остановку, садится в трамвай, едет 20 минут, выходит, заходит в здание, показывает пропуск, поднимается на этаж, где его рабочее место, заходит в свой кабинет. И однажды, глядя из трамвая в окно, понимает, что чувствует себя счастливым. - Почему? – потому что много лет занимается своим делом, и в этой каждодневной обыденности есть постоянство, стабильность, устойчивость, чувство уверенности в завтрашнем дне. Если бы для этого человека нужно было бы постоянное изменение, новизна, динамика, то он бы столько на одном месте не проработал. И счастливым от этой ритуальности и постоянства себя не почувствовал. Оказывается, он любит этот процесс. Это его деятельность. Он там проявляет свои способности, знания, навыки. И поэтому счастлив.

И ещё вариант, уже без темы обыденности, здесь совсем наоборот, проявляется фактов неожиданности. Вы получаете приятное известие. Или неожиданный подарок. Или звонит дорогой сердцу человек, которого Вы дано не видели и не слышали. И вы чувствуете от этого себя счастливым или счастливой. То есть чувство счастья вызвал приятный сюрприз. - Сколько разных компонентов!

Третий пример не зависит от вас. Во всяком случае, на первый взгляд. Первые два связаны с деятельностью, зависят от вас непосредственно. Можно описать много таких ситуаций, когда мы чувствуем себя счастливыми в как бы обыденных обстоятельствах, и заметить, что общими условиями будут любовь и творчество в рамках определенной деятельности, определенного контекста. И когда это значимый контекст, то мы обобщаем свое проживание счастья до признания «я счастливый человек». А если проанализировать компоненты счастья в приведенных примерах или вспомнить свои счастливые моменты и ответить себе на вопрос, почему или из-за чего я в этот момент себя почувствовал счастливым, то появится некая догадка, что это связано с нашей системой ценностей.

sch odarennost3

Когда наши главные ценности удовлетворены на должном качественном уровне, мы чувствуем радость, умиротворение, удовольствие, довольство жизнью и так далее. Если так было не всегда, удовлетворение ценностей было сопряжено с взлётами и падениями, преодолением, страхом, что не получится, ожиданием, - то есть мы в этот процесс вкладывали различные свои ресурсы, - то при достижении желаемого результата мы чувствуем себя счастливыми. В большинстве случаев. Если этому не мешает что-то значительное. Например, родительские установки: «Не радуйся, а то будешь плакать», или «будешь праздновать успех – отнимут», и т.д.

Мы выявили несколько компонентов: деятельность, ценности, преодоление. Если их связать в формулу, то можно получить, что когда мы занимаемся деятельностью, которая соответствует нашей системе ценностей, мы радуемся. А когда ещё и преодолеваем трудности при этом и достигаем желаемого результата, то счастливы.

И возникает вопрос, откуда берётся система ценностей? - Часть из родительской семьи или среды, в которой мы живём, воспитываемся, от значимых других, с которых берём пример. Из книг и любимых сказок, фильмов и мультфильмов, которые читаем или смотрим в детстве, из песен, которые поём. Это всё метафоры, которые на нас влияют, мы их присваиваем, они становятся как бы нашей частью, нашими ценностями, сюжетными линиями наших жизненных сценариев.

И есть ещё одна часть. Это то, что в нас заложено изначально. На генетическом уровне. Это в какой-то момент обязательно проявится. Ломоносов пошел пешком в Москву. Зигмунд Фрейд очень много читал, его мать тратила все деньги на книги для сына, веря, что он «станет генералом, помня предсказание гадалки. Кто-то из детей в школе записывается на шахматы, а кто-то в театральную студию. Иногда к ужасу родителей. Откуда это берется? – Как вы уже догадались, это вопрос врожденных склонностей или одаренности. Которую так важно пораньше проявить и развить.

Ребенок ходит в шахматный кружок. Ему там интересно. Родители чаще всего ждут результатов, не обращая внимание на процесс. И это главная педагогическая ошибка, из-за которой у детей пропадает мотивация учиться и заниматься вообще какой-либо деятельностью. Если мы хотим, чтобы наши дети чем-то полезным занимались (говоря «наши дети» я имею ввиду не только биологических детей, я говорю о детях, которые у нас учатся, занимаются в студиях, то есть не только о дочерях, сыновьях, внуках и правнуках, но и об учениках и воспитанниках), то важно научить их понимать, чувствовать, осознавать, что именно им в процессе нравится. Важно сформировать «вкус» преодоления трудностей и достижения при этом успеха, приучить к самой деятельности, в результате которой формируется навык. То есть нужно наладить осознаваемую связь между процессом и результатом. И тогда ребенок будет получать удовольствие от деятельности. Будет ей заниматься, вкладывая время и энергию, привыкнет предпринимать усилия. И это в конечном итоге приведёт к серьезным результатам.

Так можно приучить ребенка к любой деятельности, и как это связано с одарённостью? – спросите вы. – Приучить можно. И очень полезно развивать навыки в разных видах деятельности – это будет повышать общий уровень способностей вашего ребенка. И, что самое главное, будет приучать к деятельности, создавать множество нейронных связей, тренировать трудолюбие, которое позволит достичь в будущем результатов, чувствовать в их достижении свою собственную важную роль и, соответственно чувствовать себя счастливым как в процессе достижения так и в самый момент успеха, и после его осознавания в полной мере. То есть состояние счастья будет у ваших детей и воспитанников более частым, чем у тех, у кого подобным развитием взрослые не занимались. Соответственно вы внесете свой значимый вклад в то, чтобы ваш ребенок или ученик был счастливым. Приятный результат от родительства или педагогической деятельности, - не правда ли?

sch odarennost4

К чему потом проявится большая склонность, - жизнь покажет. Но если проявить внимательность и наблюдательность, то можно заметить, что именно в определенные моменты ребенок проявляет себя особенным образом, более внимательно слушает, дольше сидит за занятиями и, похоже, полностью вовлечён в то, чем занимается. Если это какая-то активная деятельность, то у него радостно «горят глаза», порозовели щеки, появилось воодушевление, силы, радость. – всё это внешние признаки того, что природная одарённость находится либо в области этой деятельности, либо где-то близко.

Что-то значимое сейчас происходит для ребенка, здесь задействованы его главные ценности. И он пока этого не осознает. «Чтобы описать систему – надо выйти за ее пределы», - базовая пресуппозиция НЛП. Он в системе. Он ассоциирован с опытом. Ему хорошо. И это «хорошо» закладывает прямо сейчас важное зерно его будущей проявленности одарённости.

Здесь важно не навредить, не передавить, не спугнуть. Бережно и аккуратно, поддерживающе признать, что обозначилась некая область, в которой лежит одарённость этого ребенка. Значит нужно это ратифицировать: «Похоже, тебе нравится то, что ты сейчас делаешь» или «Похоже, тебе нравится рисовать (лепить, танцевать, читать, вышивать, строить из кубиков или собирать из конструктора, играть на скрипке, и т.д.). Ребенок мысленно в ответ переведёт свои чувства в слова. У него появится модель того, что ему что-то нравится делать. Он присвоит убеждение, что то, что тебе что-то нравится делать – это важно. Если вы так сделаете несколько раз, в ситуациях, когда ребенок получает от деятельности удовольствие, вы закрепите не только эту деятельность, но и привычку обращать внимание на то, что процесс нравится. И саму тему, нравится или не нравится чем-то заниматься.

Здесь тоже не всё однозначно. Есть «Моцарты», есть «Софьи Ковалевские», есть «Леонарды Да Винчи» - то есть кто-то сразу любит делать то, в чем одарён, а кто-то вначале не любит, и лишь потом одарённость проявляется, и есть те, кто одарен во многих областях. В любом случае привычка заниматься, преодолевать, осознавать, что чувствуешь, внесёт свой значительный вклад в процесс открытия и развития одаренности. И когда мы делаем то, ради чего пришли в этот мир, мы счастливы, или как минимум радуемся, что само по себе приятно и полезно для здоровья.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар