Как я уже писала ранее, говоря о раскрытии и развитии одаренности важно уделить внимание отношению к самому себе, понять, что его сформировало, как мы можем его изменить, если оно недостаточно хорошо. И в продолжение темы, описанной в статье «Через кризис к раскрытию и развитию одаренности», я предлагаю научиться себя хвалить, принимать, прощать себе промахи, тем более что «нам не дано предугадать…». Возможно это совсем и не промах, а необходимая передышка, позволяющая ещё что-то понять, чему-то научиться, обрести дополнительные ресурсы, необходимые для достижения цели.
Для того, чтобы принимать себя, хвалить во внутреннем диалоге, позволять себе ошибаться и исправлять свои ошибки, не относясь к ним как к «концу света» необходимо провести с самим собой определенную работу.
В транзактном анализе есть понятия «пинки» и «поглаживания». В зависимости от того, чаще нас в детстве хвалили и поддерживали (поглаживания) или ругали и наказывали (пинки), мы привыкаем к определенной форме получения энергии от мира. Если чаще мы получали поглаживания, то и во взрослой жизни мы выбираем тех людей, ту деятельность, те контексты, где нас хвалят, поощряют, поддерживают. Это нас мотивирует. Мы становимся «удачниками» - опять же термин Эрика Берна, и в социальных достижениях, и в отношении к себе. Если мы, будучи детьми, чаще получали пинки, то и повзрослев, мы мотивируемся избеганием неудач, ищем, что не так, считаем себя недостаточно успешными, умными, профессиональными, - в общем ошибки себе не прощаем, ругаем себя. И, соответственно, выбираем ситуации, где нас наказывают, ругают, но уже руководители, проверяющие органы, супруг или супруга и так далее.
То, что заложено в детстве – имеет сильное влияние на жизнь взрослого человека. Но это не приговор. В НЛП в шутку (а в каждой шутке есть доля…) принято говорить: «Никогда не поздно иметь счастливое детство», описывая смысл техники «Изменение личностной истории». Мы можем поменять отношение к событиям своей жизни, избавиться от повторяющихся проблем, полюбить и зауважать себя, тем более что у каждого человека есть реальные достижения, достойные не только уважения, но и восхищения. Но привычка обесценивать собственные дела из-за того, что родители не придавали им значение, или боялись нас избаловать, или просто считали, что то, что мы делаем – естественно, ничего в этом нет особенного, - привела к тому, что мы просто не замечаем того, что сделали, а замечаем только то, что «не так» - недостаточно хорошо, далеко от совершенства, и т.д.
Наш внутренний родитель чаще ругает нас во внутреннем диалоге, чем хвалит. И теперь надо научиться тому, чтобы стало наоборот. Хвалить себя. Ругать вообще перестать, - смысла нет тратить энергию на переживания, что сделал ошибку, тем более что то, что мы считаем ошибкой, достаточно часто оказывается потом успехом, и иногда даже спасением. – Помните чисто армейский юмор: «Солдат, не спеши выполнять приказ, а то успеешь…».
Для того, чтобы научиться хвалить себя, изменить в лучшую сторону к себе отношение, Эрик Берн предлагает собрать «Банк поглаживаний», в котором мы собираем всё то, что в нас хорошо: поступки, черты характера, успехи, - всё, за что можно похвалить. Это могут быть и внешние данные – красивые глаза или фигура, или даже красивое платье или костюм, - это ведь вы его выбрали и носите. Это могут быть хорошие поступки, добрые мысли, искреннее отношение к чему-то или кому-то: поддержали человека, помогли, сделали чуть больше, чем входит в ваши обязанности. Какие качества Вам нравятся в себе? Напишите всё, возьмите паузу, и через некоторое время подумайте, какие ещё качества вы считаете своими плюсами.
А теперь подумайте о тех качествах, которые вы в себе не любите. Здесь важно понимать, что плохих качеств не бывает. Бывает, что они проявляются в неподходящий момент. Если у нас есть какая-то черта характера или привычка, это у нас появилось не случайно. Это мы обрели в процессы социализации, обучаясь защищаться от чего-то или стремясь что-то получить. Принято считать, что хорошо быть добрым, но злость тоже нужна для защиты своей территории, отстаивания своих интересов, просто для осознания, что какая-то ситуация является угрожающей чему-то важному для меня. Где-то полезно быть мягким, а где-то твёрдым, где-то гибким, а где-то жёстким. Иногда важно сказать правду, а иногда просто необходимо солгать.
Помните шутку: «Крыса – это бритая белочка. Та же природа, просто у белочки пиар лучше»? В любом событии, явлении, поступке есть плюсы и минусы. И если мы привыкли видеть плохое, - так мы и воспринимаем происходящее, так оно на нас и воздействует.
Значит нужно научиться видеть плюсы во всем. Сформировать свой «Банк поглаживаний». И для этого я предлагаю свою авторскую технику «Музей личной истории»:
Представьте себе большой зал музея, - красивый просторный, светлый, - такой, который Вам нравится. А теперь обратите внимание на экспонаты. Это особенный музей. Все экспонаты в нём связаны с Вами. Здесь все ваши достижения, успехи, радости, преодоления, победы, временные трудности, закалившие Вас, научившие чему-то новому. Здесь могут быть предметы, символизирующие какое-то событие из Вашей жизни, фотографии встреч, мероприятий, просто Ваши портретные фото, которые Вам нравятся или как-то особенно Вас характеризующие, чем-то Вам понравившиеся, запомнившиеся. А теперь давайте внимательно рассмотрим экспонаты. Что первым привлечёт Ваше внимание? Из какого времени этот экспонат? Какое Ваше достижение сразу же обратит на себя внимание? Когда это было, что Вы тогда сделали? Поблагодарите себя за это достижение, за то, что поместили его в свой музей личной истории. Теперь посмотрите на следующий экспонат, что сейчас привлекло Ваше внимание? – Замечательно.
Что нового Вы о себе узнали после этого события, достижения, поступка? И Вы можете снова поблагодарить себя за эту часть экспозиции музея. И можете теперь пройти по всему музею, начиная с начала экспозиции, обратив внимание на то, что экспонаты размещены в хронологическом порядке, - первое достижение – это то, что Вы родились. Какой экспонат символизирует Ваше рождение? Поблагодарите себя за это главное событие и выбор экспоната. А дальше расположен экспонат, иллюстрирующий первую улыбку, - как он выглядит? И снова можно поблагодарить себя, - это Ваша улыбка, сколько радости она принесла тем, кто был тогда с Вами рядом! А потом Вы научились держать голову. Серьёзное достижение! И ещё один экспонат…, потом Вы научились сидеть…, стоять и ползать на четвереньках…, встали…, пошли…, заговорили…, - и все эти важные достижения, благодаря которым вы теперь свободно перемещаетесь и общаетесь с разными людьми, представлены экспонатами музея. Какими экспонатами представлено то, что Вы научились сами кушать…, одеваться…, складывать картинку из кубиков…, рисовать домик…, играть в конструктор…, выучили буквы и цифры? Поблагодарите себя за эти важные достижения, - сколько трудов они Вам когда-то стоили! Но для детей так естественно делать то, что интересно, пока не получится, и когда получится, продолжать делать это снова и снова, всё лучше осваивая новый понравившийся навык...
И можно обратить внимание на следующие экспонаты: вы научились читать…, прочли самостоятельно первую книжку, - какая это была книжка? Можно обратить внимание на свои школьные достижения. Какими экспонатами представлено то, чему Вы научились и что сделали впервые, - такое важное для Вашего характера, привычек, навыков вне школы? Какие ещё экспонаты предстают перед Вашим внутренним взором, чем обращают на себя внимание? Поблагодарите себя за достижения и выбор экспонатов. А теперь, если посмотреть на экспонаты, представляющие достижения в уже более осознанном возрасте? Что Вы там видите? За что ещё можно себя похвались, чему хотелось бы улыбнуться, что выбрало Ваше бессознательное для помещения в музей личной истории? Интересно, какие экспонаты представляют трудности, которые Вы преодолели когда-то, чему Вы тогда научились, как изменились? Где это теперь бывает Вам полезно? А какие временные передышки, связанные с тем, что результат отличался от предполагаемого, вы взяли когда-то и нашли благодаря этому новые решения? И теперь эти периоды тоже оказались в Вашем Музее. Какими экспонатами Ваше бессознательное представило эти события, периоды, этапы жизненного пути?
Поблагодарите себя за проделанную работу, за выбор экспоната, за память, за путь. Какие теперь экспонаты представлены Вашему внутреннему взору? Что они для Вас символизируют, означают? Поблагодарите себя и за эти достижения, экспонаты. Вы можете продолжать мысленно ходить по музею Вашей личной истории и рассматривать всё то, что в нём представлено. И через некоторое время Вы оказываетесь в настоящем времени. И оно тоже представлено экспонатами. Каки достижения уже размещены в Вашем музее? Какие ещё пора поместить в экспозицию этого периода? И Вы можете поблагодарить себя за достижения недавнего времени и выбор экспонатов и обратить внимание на то, что для новых экспонатов, которые скоро тоже попадут в Музей Вашей личной истории уже заготовлены места в экспозиции. И этих мест много, и в зале поместится ещё множество интересных предметов и фотографий, и возможно сейчас даже какие-то из них удалось себе представить. Интересно, что Вы сейчас увидели?
Поблагодарите себя за образы, звуки, ощущения, всё то, что пришло во время просмотра экспозиций Музея Вашей личной истории. Возможно, Вы узнали ещё что-то о себе. Новое, интересное, вызывающее уважение и восхищение, помогающее принять то, что происходило в Вашей жизни в моменты, которые Вам когда-то нравились меньше, чем другие. Побудьте немного с этим новым знанием. Поблагодарите себя за него, за выбранные экспонаты, за всю экспозицию. И Вы можете побыть мысленно ещё некоторое время в Музее Вашей личной истории, и, поблагодарив себя за проделанную работу, вернуться в пространство комнаты, в которой Вы находитесь, с состояние «здесь и сейчас» и продолжить свой день или вечер, или утро, - то время суток, в котором Вы сейчас находитесь. Можно даже посмотреть на часы и обратить внимание на то, сколько времени вы посвятили изучению собственных достижений. И снова поблагодарить себя за это.
В завершении статьи хочу сказать, что есть праздник – Международный день заботы о себе. Его отмечают 24 июля. Речь идет прежде всего о здоровье. Но мы с вами прекрасно понимаем, как связаны здоровье физическое и здоровье психическое. Через некоторое время мы продолжим разговор об отношении к себе и тому, как это влияет на раскрытие и развитие одарённости.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар