Что нужно для того, чтобы психотерапевтический приём был успешным? - Этот вопрос достаточно часто задают молодые специалисты – психологи и психотерапевты, работающие с клиентами. – Профессор Петрушин Сергей Владимирович в своей теории «Резонансной терапии» предложил такой ответ: «Быть в резонансе с клиентом». То есть совпадать с ним. И прежде всего с его основными ценностями.
Клиенты при этом бывают разные. Часто они приходят в состоянии «несчастных и обездоленных». Позиция «несчастного жалобщика», которую зачастую занимает ваш клиент или партнёр, ставит в тупик. Многие не знают, что с этим делать, когда субъект начинает ныть, «жаловаться на жизнь», «посыпать голову пеплом», - демонстрировать особенную тяжесть жизни и беспомощность. Клиентов психологов и психотерапевтов с такими «паттернами самоизнасилования» довольно много, даже большинство. И «Вроде не бездельники, и могли бы жить… Им бы понедельники взять и отменить». Но вот как-то не повезло правильно родиться, жениться, выбрать профессию или начальника или даже общество и страну.
Коммуникативная психотерапевтическая система, которую создал основатель провокативной психотерапии Фрэнк Фарелли, точно определяет «паттерны несчастья» в собеседнике как способ манипуляции вашим вниманием, сочувствием и энергией. И предлагает оригинальную позицию и инструментовку по отношению к такому поведению Несчастного. В раппорте и юморе ему предлагается отреагировать на коммуникацию из позиции «Адвоката Дьявола», когда клиент начинает делать утвердительные позитивные высказывания о своих только что оплакиваемых возможностях! Метаморфоза разительна, когда жалобщик начинает доказывать, что он «может», что он «справится», что у него «получится» и пр.
Овладевая провокативным стилем коммуникации, человек становится способным сформировать особую позицию по отношению к трудностям. Он не просто становится более оптимистичен, — он обретает особую чувствительность к несуразностям и парадоксальным ситуациям и способность посмеяться над ними. По-доброму и конструктивно. А тот, кто может увидеть смешное в серьёзном – тот способен и к серьёзным решениям. Когда человек смеётся, улыбается мир вокруг него и удача. Добрый юмор и смех есть мудрость и реальная сила личности.
Я на протяжении 26 лет обучаю специалистов коммуникативных профессий основам провокативной коммуникации Фрэнка Фарелли. Мои задачи объяснить и показать:
- Суть провокативной психотерапии. Провокацию как вызов ограничениям и неконструктивным представлениям.
- Рассказать о создателе направления Фрэнке Фарелли и его позиции «Адвоката Дьявола». О роли юмора и смеха в провокативной психотерапии. Ф. Фарелли как «Отца юмора» в психотерапии.
- Дать основные положения провокативной психотерапии.
- Научить структуре работы в провокативной психотерапии. Показать демонстрации модулей (по Ф. Фарелли).
- Объяснить принцип Эволюции мотивации субъектности. - Или: почему мы «застреваем» на проблемах? Неужели всё так просто?!!
- Поговорить о провокативной коммуникации в деловом и личном общении: о смехе и здоровых отношениях.
- Продемонстрировать и детализировать инструментарий провокативной коммуникации в учебных упражнениях.
Два дня юмора и смеха, за которым стоит нечто весьма глубокое и серьёзное, то, без чего провести качественную полноценную работу с клиентом не представляется возможным. «Если в психотерапевтическом процессе клиент не улыбается, последствия могут быть непредсказуемыми. Слишком серьёзно – это не серьёзно», - говорил Фрэнк Фарелли. И у вас теперь есть возможность лично в этом убедиться.
Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП