Готовность меняться

Инна Силенок

para

Сегодня я хочу поговорить о готовности клиента меняться, о продолжительности психотерапии, о методах работы, о коммуникативной системе «клиент – психотерапевт» или «клиент – консультант». О том, как это все связано друг с другом.

Человек приходит на прием к психологу. Это уже серьезный шаг. От осознавания наличия у себя проблемы до визита к специалисту наши клиенты проходят целый путь. Иногда они звонят, записываются и не приходят. Иногда звонят, мы разговариваем, и чувствуем, - не наш клиент. И записываем на «подальше», - вдруг передумает. Часто передумывает. Иногда люди звонят, чтобы записать на прием члена семьи, подругу, приятельницу. Многие специалисты понимают, что так взрослого клиента записывать на прием не стоит. Клиент должен позвонить сам, он ведь может вообще не считать, что у него есть проблема, может считать, что проблема есть, но бесконечно долго откладывать визит к психологу.

Мы не любим узнавать, что с нами что-то не так. Себе самому признаться нелегко, а ещё и обсуждать это с кем-то! - Да ещё и с кем-то, кого не знаем, без гарантии результата, возможно с неприятным процессом, - всё это останавливает, «не пускает» к психологу.

Звонит женщина, изменю имя, пусть ее зовут Анна. Просит принять её бедную подругу, которая сидит дома после работы, никуда не выходит, ни с кем не хочет познакомиться, на сайтах знакомств тоже боится регистрироваться. В общем, её подруге Марине уже за сорок лет, а она «совсем одна и ничего не может с этим сделать, а время идет». И Анна переживает, а я, как она думает, смогу помочь Марине перестать бояться познакомиться с мужчиной, и Марина выйдет замуж и ещё успеет родить ребенка. Анна много прочитала в интернете о том, что женщины не знакомятся с мужчинами из-за страха отношений, что скорее всего, это неудачные отношения в прошлом, что на это может влиять и то, что мама была в разводе, дедушка пил и бил бабушку, и много всего ещё. И всё, вроде, верно. Только Марина мне не позвонила. А позвонила Анна. А что происходит у самой Анны? Анна говорит мне, что у нее все нормально. Все как у людей. Замужем, двое детей, дети уже большие, один уже в институте учится, другая школу заканчивает. «Как отношения с мужем», - спрашиваю. Отвечает, что нормально, как у всех (голос становится каким-то серым): «Он много работает». Я предлагаю Анне прийти ко мне на прием, и, может быть, тогда станет более понятно, как помочь Марине, которая мне так и не позвонила, и, возможно, станет более понятно, почему Анна позвонила мне, пытается настойчиво помочь подруге, которая не просит о помощи, и что-то еще важное удастся осознать и поменять. Анна обещает подумать и перезвонить. И не перезванивает. Вернее, обращается ко мне спустя три года из-за предразводной ситуации с мужем. У него, оказывается, есть любовница. И давно. И не первая уже. И теперь она приходит ко мне на прием. И мы работаем. И Анна говорит, что поняла, что три года назад ей нужно было идти ко мне, а не Марине, которая тогда встречалась с её мужем…       

Когда мы принимаем звонок от «доброго друга», пожилой мамы взрослого ребенка, заботливой сестры, уставшей жены, раздраженного мужа нашего потенциального клиента, мы предлагаем клиенту позвонить нам самому, а позвонившему задаём волшебный вопрос, «в чём его или её проблема в этой ситуации». Слышим в ответ «у меня нет проблем, сделайте с ним что-нибудь» или «я же переживаю». И мы предлагаем позвонившему поработать с его частью проблемы. И если позвонивший готов осознать наличие у себя проблемы, начинается работа. И уже это, как ни странно, приводит к некоторым изменениям в той ситуации, по поводу которой он или она к нам обратились, даже если реальный «виновник» к нам так сам и не обратился.

Не всегда позвонивший находится в таком любовном треугольнике как Анна с её мужем и подругой Мариной. Иногда это какой-то другой вариант треугольника Карпмана.

Тема осознавания клиентом проблемы, её сути, является предметом глубокой психотерапевтической работы. В разных практических психотехнологиях может занимать различное время. В НЛП и в генеративной психотерапии, мы на проблему выходим на первом же приеме. И на первом же приеме можем её решить, если клиент готов. И у нас есть инструменты для формирования этой готовности. Но насколько клиент хочет уже сейчас решить проблему? «Я свою аллергию на амброзию никому не отдам. Когда у меня аллергия, я на все лето уезжаю с ребенком на Кипр. А если у меня не будет аллергии, то я буду на даче со свекровью баклажаны консервировать. А кому они нужны? Мы что, баклажаны купить не можем?» - это случай из практики моего супруга, когда клиентка обратилась с аллергией, и когда поняла, зачем она ей нужна, отказалась делать технику, выбрав Кипр и аллергию, а не здоровье и дачу со свекровью и баклажанами.

Из моего и свежего. Молодая клиентка каждое утро просыпается с сильнейшей тревогой 5-8 баллов по десяти-бальной шкале. Часто встречающийся симптом у клиентов в моей практике в последнее время. Это бывает и у мужчин, и у молодых, и у людей среднего возраста, и у людей старшего поколения. Причины разные. И как правило, клиентом не осознаются на момент визита ко мне. Причины либо вообще не понятны, либо сильно отличаются от того, на что мы выходим в процессе работы. В данном случае, клиентка вообще не понимала в чем причина.

Сконцентрировавшись на симптоме, дошли при помощи ряда технических приемов до первого эпизода в 10 лет, когда вообще не было понятно, что вызвало тревогу, но она была сильная 8-9 баллов. В процессе переработки вспомнилась более поздняя ситуация в 12 лет, когда папа сказал клиентке, что она «коза», потому что не рассказала папе, что мама встречается с другим мужчиной, хотя знала об этом. Потом был ещё ряд эпизодов с чувством вины, при этом «вдруг выяснилось», что клиентка сейчас разводится с мужем, потому что он изменяет ей с её подругой. Клиентка это как проблему не заявила, проблемой не считала. Когда в её понимании соединились эти события – папино обвинение и ситуация с мужем и подругой, где она опять ничего не сказала мужу подруги, и он пребывает в неведении, клиентка начала плакать. Была достаточно сильная абреакция. И, когда она успокоилась, на мой вопрос: «Что Вы собираетесь делать?» клиентка сказала, что ничего не будет делать. Не будет рассказывать мужу подруги о произошедшей ситуации, не будет никому из их общей компании объяснять, почему она перестала с ними общаться. Будет искать новых друзей и знакомых. Может быть это подходящая для клиентки стратегия действий. Не мне об этом судить. Насколько ей подходит такое решение, будет понятно по чувству тревоги, которое либо будет продолжать возникать каждое утро, и тогда нужно продолжать работать с этой темой, либо больше не возникнет, а значит бессознательное «достучалось» до сознательного клиентки, она теперь осознала проблему и нашла из неё выход. Теперь можно выходить на новый уровень качества жизни и мышления.

Что считать решением проблемы? – Фиксация снята, у клиента есть вариативность в действиях или наоборот четкое понимание, что у него одно решение, он в нём уверен, хочет действовать именно так, доволен результатом нашей работы. Здесь может возникать спор с представителями различных направлений практической психологии.

Об этом читайте в продолжении статьи через неделю.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар