Начну с анекдота. Старого. Советского.
Просыпается как-то Рональд Рейган в холодном поту. Бледный как смерть. Весь трясется, сердце вот-вот наружу выскочит…
Верная супруга Нэнси тут как тут: «Что с тобой, Ронни?».
- Приснился мне XXX съезд КПСС. И вдруг я слышу «Слово предоставляется Первому секретарю коммунистической партии Северной Америки". А Брежнев сурово так говорит: " И пусть товарищ Рейган объяснит нам задержку посевной на полях Техасщины, Айовщины и Алабамщины».
- И что, Ронни? Что? Откуда такой ужас?
- Так я же не подготовился…
…
Что, и здесь демона будем искать?
Вообще-то искать не приходится. Вот он. Собственной персоной. Демон внезапности.
Налетел неведомо откуда и врезал по полной. Что плотно держалось – взломал, пробил, с ног на голову перевернул. Что держалось не очень – и вовсе в щепу разнес. С клочками по закоулочкам.
А последствия – за чей счет?
Как всегда – за ваш. И вашего организма.
Почему так? Почему драматическая внезапность порой настолько драматична?
Собственно, драма в жизненном сюжете – законная вотчина нашего героя. Очаг разящих попаданий в вашу максимальную уязвимость. Туда, где тонко. И вот-вот порвется. . В глубинный конфликт. В базовую ценность, которую вы не можете пока внятно озвучить и с достоинством отстоять.
О таких попаданиях говорят: «Они ошеломляют, бьют по мозгам, вышибают из колеи, сбивают с ног».
То есть воспринимаются как физический удар. Например, по голове. Например, обухом.
Они прерывают мышление, буквально лишая вас дара речи.
Они лишают вас устойчивости, буквально обрушивая тело и прошивая его насквозь скользкой дребезжащей немощью.
Они стопорят течение времени, погружая ваше сознание во мрак тотального ужаса.
И вот, вместо ясного сознания – пробой. Черная дыра.
Вместо твердой опоры – провал. Зияющая пропасть.
Вместо привычной пульсации жизни в потоке событий – ужас остановившегося времени.
Двойная бездна. Тотальная пустота. Клинч.
Ваш организм, естественно, будет бороться. Заполнять двойную бездну своей жизненной силой. У него для этого есть универсальный способ - вегетативный взрыв. Как у Рейгана в старом советском анекдоте. Очень физиологично описано.
Пустоту этот взрыв, конечно, заполняет. Даже с избытком. А вот мышление блокирует еще сильнее.
Из этой ситуации люди выходят по-разному.
Звездно-доминирующие тут же переводят вегетативный взрыв в эмоциональный с мгновенным переходом в грандиозный скандал. С цирком и фейерверком. С разрушениями на местности и жертвами среди мирного населения. И обвиняют, естественно, само население. В злонамеренности, невежестве, бестолковости.
Думающие и чуткие, наоборот, замирают в ужасе и шоке от полной неспособности как-то повлиять на ситуацию или активно ее закрыть. Им остается только одно. Ждать завершения мизансцены. И нечеловеческими усилиями «держать лицо». И обвинять себя - в слабоволии, тупости, инфантилизме. Из-за которых вечно наступают на грабли, которыми буквально вымощен их жизненный путь
Что же делать?
Первым – продолжать в том же духе. То есть – квалифицированно и в промышленных масштабах воспроизводя рабочие копии демона внезапности для своих ближних и дальних.
Вторым - собраться с духом. И разобраться, наконец, с этой зловредной зверюгой.
Ведь жизнь полна сюрпризов, чреватых пробоями и провалами.
Чтобы каждый раз не открывать Америку через форточку – стоит взяться за дело и посвятить достойное время и усилия вопросам своей личной безопасности.
Построить мост над двойной бездной.
Сформировать алгоритм проживания ситуаций внезапности.
Готовы?
Работаем!
Мост будем строить из трех больших кирпичей. Мы изготовим их, как следует освоим и загрузим в сокровищницу быстрого реагирования. Чтобы быстро извлечь и воспользоваться, когда надо.
Например, при помощи вот такой фразочки-якоря:
«Внезапность – на старт. Внимание. Марш!»
А вот и наш рабочий алгоритм с кратким описанием.
- На старт. Сбросить напряжение.
- Внимание. Восстановить опору..
- Марш. Перезапустить время
1. Сбросить напряжение – значит, переиграть демона внезапности. Сбить его с толку. Он ждет от вас взрывного перенапряжения. А вы поступаете ровно наоборот. Как профи спецназа, которых учат сбрасывать напряжение при первых признаках опасности. Сохраняя спокойствие, гибкость и точность. Как это можно делать? А просто и спокойно войти во внезапно нахлынувшее на вас переживание, и устроиться в нем с максимальным комфортом. Освоить его изнутри. Хорошо выдохнуть. При этом полезно мысленно скатиться с горки на мягком матрасике либо спуститься на лифте в роскошном отеле. Или представить себя волной, которая мощно накатывает на берег, а потом тихонько отступает назад…
2. Чтобы восстановить опору – важно «схватить тонус». Но не так, как советуют поверхностные западные трактаты. Поза превосходства путем насильственного выпрямления спины и расправления плеч – выглядит натужно, болезненно и фальшиво. Ваша задача – не изображать хорошую мину при плохой игре.
Напрягать в этой ситуации нужно не верх, а низ - поясницу, голени и, особенно, ваше благородное основание. Упираться в диванчик седалищными буграми, чуть скручивая при этом позвоночник. Плечи при этом расправятся сами. Попрактикуйтесь на досуге. Большое удовольствие получите. И побочный эффект - снижение утомляемости в конце дня.
3. Время перезапустить – просто. Например так, как делал это премудрый Соломон, царь иудейский. Покручивая на пальце кольцо с надписью «И это пройдет». Очень хорошо при этом ритмично дышать. Наслаждаться на каждом вдохе ощущением упругой опоры в мышцах грудной клетки и чувством освобождающей легкости на выдохе. Упругий тонус и опора – уже с вами. Вдох-выдох. Биение сердца. Ритм живого тела вместо клинча-стопора мёртвой программы. Вдох-выдох. Тренируемся и закрепляем. И ужас безвременья отступает.
Итак, мост через пропасть внезапности вы благополучно построили.
Теперь важно учиться быстро включать мозги. Так, чтобы ваша способность решать и думать не зависела от обстоятельств. Не управлялась посторонними влияниями. А была с вами всегда.
Включить мозги в ситуации внезапности можно через вопросы. «Что происходит?», «Какова моя позиция?» и «Как мне ее реализовать?».
Это хорошо работает тогда, когда ваши интересы заранее прояснены и прочувствованы. А планы – тщательно продуманы. И лучше всего - разработаны на базе серьезной стратегии. Которая выстраивается систематически и постоянно. Неспешно и вдумчиво. Как говорится, если не вы стратегируете – то вас стратегируют. Работа для этого требуется индивидуальная. Штучная. Это бывает непросто. И времени требует. Но - тяжело в учении – легко в бою.
При этом давно известно, что терпение и труд – все перетрут. И это факт.
... И вот вы чувствуете, что в бою становится легко.
Кирпичи алгоритма над двойной бездной внезапности укладываются автоматически.
И вы идете к своим целям по прочному и крепкому мосту.
Бездны уже нет. На ее месте – драгоценная ткань ваших чувств, интуиции, мысли.
Кайфа и драйва от божественной игры, именуемой жизнью.
А где же демон внезапности?
Он улетел. И, конечно, обещал вернуться.
Милый.
Ну, пусть попробует…
Ирина Чеглова - врач, исследователь, психотерапевт, кандидат медицинских наук