Не было печали…

Пётр Силенок

pechal

Является справедливым утверждением, что людей, которые сознательно хотели бы причинить себе любимому вред, просто нет в природе. Практически все психически здоровые люди стремятся к добру и благу. В основном реализация этих устремлений - благ для самого себя естественным образом связывается с гуманистическим доброжелательным отношением к другим людям. Понятно, что в основе гуманистического и уважительного отношения к другим людям лежит воспитание соответствующих установок с самого раннего детства.

Но и даже осень серьёзные искажения в сфере воспитания в так называемых дисфункиональных семьях крайне редко непосредственно приводят к собственно психическим нарушениям. Родительская тирания «с благими намерениями» в большинстве случаев приводит к невротической беспомощности и блокировке именно личностного развития их детей. Личностная незрелость уже взрослого человека это катастрофа для его самооценки и его субъектности, неспособности принимать адекватные решения в тестовых ситуациях. Личностно незрелые взрослые люди инфантильны, то есть это фактически ещё дети. И поэтому причины их трудностей – в их инфантильном, детском статусе.

Однако, даже и о большинстве психически неадекватных людей, имеющих тот или иной психиатрический диагноз, это утверждение также справедливо. Хотя, как говорил нам ещё в 1993 году знаменитый Жан Годен, среди представителей обширного класса психиатрических нозологий имеется группа индивидов с явно выраженными серьёзными искажениями именно в сфере бессознательного. И по отношению к ним он  категорически не рекомендовал использовать гипноз, гештальт-практики, психоанализ и другие виды психологической работы.  

Ибо причины их реальной дезадаптации – в искажении когнитивной сферы психики. Проще говоря, такие люди «не ведают, что творят». От слова совсем. Основы такого неведения находятся в бессознательной сфере, то есть в сфере нарушений так называемого аутентичного проекта. При этом рефлексия, свойственная инфантильно незрелым взрослым людям, отсутствует.  И фактически в отличие от инфантильных у них   никаких шансов ситуацию как-то изменить и улучшить, - ведь у них и так «всё прекрасно».

Приведенные мною соображения в различиях в адаптации к социуму и собственному прогрессу этих двух классов людей – «инфантильных» и «неведающих», призваны сориентировать специалиста психолога-психотерапевта в возможностях установления раппорта и использования технических средств. Второй класс людей, существенно малочисленный по сравнению с первым, таки встречается время от времени и требует компетентности от специалиста в его квалификации и определении стратегии во взаимоотношении с ним.

Важно понимать, что встреча с «неведающим» всегда крайне неприятна, ибо его реальность не подлежит никакому сомнению и «расширение картины мира» - основа оказания психологической помощи здоровым людям, для него есть разрушение этой самой картины мира. В этом смысле «безупречность» позиции  «неведающего» крайне удивительна для психолога-психотерапевта, ориентирующегося на генеративные формы коммуникации с клиентами. Более того, у него ваша генеративная позиция и ваше генеративное поведение в психотерапевтическом контексте не просто не приносит искомых вами изменений и результатов. Ваши ожидания и генеративное поведение, напротив, у него вызывают яркую безудержную агрессию - оценочное поведение  с навешивание  ярлыков.

Следует подчеркнуть две важных особенности в реакциях «неведающих», которые как раз и говорят о том, что вы именно с таки типом психической патологии имеете дело. Во-первых, раппорт с таким «маниаоборазным» субъектом практически не устанавливается, потому что его позиция предполагает не равенство, а безусловное и эксклюзивное для него превосходство. При этом никакой рефлексии и, стало быть, сомнения в этом, у него нет. Эриксоновская позиция кооперации воспринимается не как способ сотрудничества, а как угроза его «абсолютно верной картине мира». Как внедрение в истинное положение вещей, эксклюзивность на которое только он имеет право.

Во-вторых, поводом для защитной и весьма аффективной дискредитации попытки вашего соучастия в совместном контакте может стать вообще совершенно случайная и не имеющая отношения к смыслу вашего взаимодействия деталь: ваши уверенные жесты, юмор, иносказания, содержащие буквалистический подтекст, косвенные мета-сообщения. Реакция на эти хорошо отрепетированные и работающие приёмы  коммуникации  может быть у «неведающего» крайне эмоциональная…

Встреча с «неведающим» и его весьма странным неадекватным крайне агрессивным защитным поведением без рефлексии неведения весьма необычна для подавляющего большинства психотерапевтических случаев. Можно говорить о тенденциях и тем самым особым типом сопротивления – нежелания ведения. Этот тип сопротивления возникает  как защитная и тем самым естественная реакция от возможности повторной боли в травматических ситуациях.  Это опасения повторного переживания неприятного события в конкретных ситуациях. 

Защита же «неведающего» совсем в другом: это реакция на то, «как вы посмели прикоснуться даже косвенно» к некому священному, непогрешимому и тем самым безусловному. Это, конечно, психическая патология: изначальная безусловность и непогрешимость, ни на чём не основанная  каком бы то ни было успешном персональном  опыте. Успешный опыт даёт обратную связь, неуспешный – тоже. И во всех случаях, рефлексию. Опыт – это очень опасно, он требует реального децентрированного анализа и понимания. Поэтому такая изначальная субстанция непогрешимей абсолютности и  не рефлексируется  субъектом. В этом-то как раз и состоит суть неведения и в этом трагедия как для неведающего, так не в меньшей мере и для его окружения.

И хотя это уже вопрос не психотерапии здоровых людей, не вопрос генеративной психотерапии. Вопрос только в том, насколько эта эгофиксированная ситуация без выраженной патологии распространена в нашей жизни? Ещё знаменитый Жан Пиаже, говоря о развитии интеллекта, выделил центральную для этого закономерность: децентрация.  Оказывается, для развития мышления и других когнитивных способностей у детей важно видеть и квалифицировать явление с нескольких точек зрения и диссоциированно, то есть аналитически! Одному и тому же понятию дать как минимум три определения, лучше больше. Если человек не способен как на когнитивную, так и личностную (ситуативно-оценочную) децентрацию, то эта статья про него, неведающего. Как тогда не перепутать инфантильность и неведение? И как некоторые становятся непримиримыми врагами самому себе, - понять бы? И становятся ли по доброй воле?


silenok small

Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП