Чувство Дома

Инна Силенок

chucstvo doma1

Я писала о Малой Родине две недели назад, и тема Чувства Дома уже была мной слегка затронута, но не была раскрыта. И я хожу и проживаю это чувство, как бывает со мной обычно, когда для меня что-то важно, но не высказано. И потому решилась на продолжение.

Что такое дом? – это место, где я живу, - скажет любой ребенок. И попадет в точку. Это место, где живет он – наш внутренний ребенок. И ему там хорошо. Хорошо как в утробе матери – защищённо, тепло, уютно, а по мере взросления появляется ещё «интересно и радостно». Там есть навсегда запомнившийся запах, предметы, которые потом на всю жизнь будут это Чувство Дома воспроизводить. 

Наш мозг так работает, что мы объединяем предметы и объекты в классы – это стулья - мебель, это тарелки - посуда, это голуби – птицы.  И так далее. В детстве нам родители рассказывают, показывают, мы запоминаем, потом всё происходит неосознанно автоматически. И особо не вызывает эмоций. А когда-то Вы радовались: «Птиптя!» - называя птичку таким или другим забавным детским словом.  А потом прошли годы, иногда мы встречаем птиц, и редко, разве что в отпуске или на уик-энде пение птиц или их забавный, причудливый, какой-то еще вид вызывает у нас эмоции.

Но есть еще кое-что, - неожиданное, зыбкое, иногда вообще непонятно чем вызванное. Шли по улице, увидели дом, и в сердце возникло тепло и трепет, и желание остановиться здесь и постоять. И вообще никуда не уходить. С этим местом не связаны воспоминания. Но наш мозг выделил что-то в этом доме или около него – старую скамейку, дерево, может быть запах, - что-то вызывающее Чувство Дома. Мы здесь как дома. В этом нет логики. Это просто пришло, и нам стало хорошо. Очень хорошо.

Наше детское счастливое Чувство Дома теперь возникает иногда при соприкосновении с чем-то оттуда. Из того времени, как иногда говорят, «когда деревья были большими». И нам всегда хочется туда. А жизнь идет. Мы меняем квартиры, работу, города, регионы и иногда даже страны. Мы переходим и переезжаем. Эзотерики говорят, что меняя место жительства надо забрать с собой свой эгрегор. Соглашусь. Но здесь я пишу о другом.

И снова о грозненцах и других беженцах и переселенцах. Мы уезжали. Уезжали навсегда. Кому-то удалось что-то забрать с собой, кому-то нет. У меня есть синяя маленькая вазочка, которую когда-то покупала моя бабушка, она стояла в нашей с ней комнате в квартире на проспекте Революции,4. Она для меня – Чувство Дома. Мы переехали с родителями и бабушкой из той квартиры на Минутку. Там у меня Чувство Дома, видимо так и не возникло. Я беру в руки небольшой эмалированный бидон, который бабушка покупала мне тоже в Грозном, но мы уже жили «на новой квартире», (обратила сама внимание на предлог «на», а не «в»). Просто беру в руки. Чувство Дома не возникает. Возникает воспоминание о бабушке. Я часто о ней думаю, - много она для меня значит. Очень много. Но этот бидон к Дому не имеет отношения. Конечно, в те годы я не осознавала ничего такого. Сейчас в пятьдесят лет я понимаю, как эти триггеры формируются.

Мой Дом был в нашей квартире на проспекте Революции, 4. Те квартиры и дома, не зависимо от собственности, где я жила потом, (а где я только не жила!) домом не становились. Но ничего такого я не понимала. Дом в Новороссийске, который мы с папой достраивали, я почувствовала своим домом. Приезжаю туда и чувство возникает. Теперь понимаю, почему. Там есть вещи с нашей квартиры на проспекте Революции.

Один из моих многочисленных переездов был в Краснодар. Мы снимали здесь квартиры, и потом купили свою. Уже когда купили, я поняла, по каким критериям я её выбирала. Спасибо мужу, - он принял мой выбор. Я выбрала её по образу и подобию своего Дома. Сталинка с высокими потолками и большими окнами. Выходишь из двора, проходишь через сквер, переходишь через дорогу и трамвайная остановка. А на остановке галантерейный магазин. Мои грозненские соседи сейчас, наверное улыбнулись. Это описание нашего места жительства тех времен. Думала я об этом сознательно, выбирая эту квартиру? – конечно нет. Ни один из этих параметров, кроме высоких потолков, мной осознан тогда в мои 32 года не был. Но видимо это всё вместе для меня было настолько важно, что когда сделка начала срываться и агентство стало предлагать нам другие варианты, я их даже не рассматривала. Не существовало для меня других вариантов. И я сейчас смотрю из окна на липы, как смотрела на них из своего окна в детстве, и мне хорошо. Когда иду в конце мая-начале июня по городу и вдыхаю запах цветущих лип, - тоже возникает Чувство Дома.

Но Чувство Дома - это не только дом или квартира. Это шире и больше. И намного тоньше и глубже. И сложно вербализовать. Но я продолжаю это делать. Вернёмся к трамваю. Когда-то я ездила на нём в музыкальную школу 2-3 раза в неделю. И иногда в школу – всего одну остановку, но редко, - в основном, ходила пешком. Школа была рядом. Когда я жила в девяностые годы в Новороссийске, то иногда приезжала в Краснодар. Я замечала, что он похож на Грозный, теми же сталинками, театрами, филармонией, старыми библиотеками и трамваем. Когда я приезжала в Краснодар, проехать на трамвае было обязательно. Я не ставила такую цель, - «просто так получалось»…

chucstvo doma2

Библиотеки. В старых библиотеках (старое здание, что-то из старой мебели) я себя чувствую Дома. Меня туда тянет. В новые не тянет, какими бы красивыми и современными они ни были. И это не связано с книгами непосредственно. Это звук, запах, атмосфера. Что-то тонкое, еле уловимое, зыбкое, - и тоже детское. Похожее на мои чувства в библиотеке Гайдара в Грозном. Я туда ходила часто, брала драгоценные редкие книги, прочитывала взахлеб, возвращала, брала следующие. До восьмого класса я ходила туда постоянно. В Одноклассниках меня нашла библиотекарь из библиотеки Гайдара. Она меня запомнила. Это была для меня такая радость! Как будто не было этих 35 лет.

А ещё то самое трепетное Чувство у меня возникает, когда я иду мимо музыкальной школы или музучилища, или консерватории. В любом городе. Там одновременно во многих помещениях играют на музыкальных инструментах разную музыку, возникает какофония, которая, казалось бы, для моего абсолютного слуха должна быть «как пенопластом по стеклу», но вместо этого - тепло и трепет. И Чувство Дома. И желание остановиться там и стоять. Вообще не уходить.

chucstvo doma3

Но я ухожу. Потому что, если я там постою, я не смогу работать. А работа спасает. Чувства слишком сильные. Я, как и многие другие люди, не готова остаться один на один с сильными переживаниями надолго. Я помню о том, что это неэкологично. Поэтому дозирую. Как в гомеопатии. А если гомеопатии не получилось, - зацепило, то играю импровизации или пишу стихи. Иначе разорвёт изнутри.

Чувство дома возникает не только рядом с предметами и объектами. Оно возникает рядом с людьми. И как не много этих людей! И вот здесь срабатывают немного иные механизмы. Это могут быть люди из разных времен. Не только из детства. Это даже не всегда те, кого мы считаем родными. Это могут быть друзья, знакомые, приятели, бывшие. Но они из каких-то бесконечно дорогих сердцу времен, или чем-то напоминающие эти времена. Люди – напоминание. Очевидцы. Соучастники важных до боли в сердце событий. Люди, которые могли тогда вызывать любые эмоции, даже негативные, - не «враги», конечно. – здесь вместо Чувства Дома возникнет море других эмоций, скорее всего.

С людьми переживания более тонкие. От людей мы привыкли защищаться. Вернее от своих на них реакций. И соответственно все эти наши «защиты» меняют окраску переживаний. С чувством Дома при этом никакие защиты не справляются. Оно возникает или нет. Мы общаемся иногда с людьми, вызывающими у нас эти чувства, и мгновенно переносимся в тот возраст, когда с ними общались и они нам стали дороги, осознали мы это тогда или нет. Сердце выбрало тогда. Мозг осознал и выдал соответствующую реакцию позже. Иногда через много лет. Может быть при первой после многих лет разлуки встречи.

Что делать с Чувством Дома? Нужно ли оно нам? Мы не всегда готовы к сильным переживаниям. Жизнь изменила нас, мы привыкли к взрослым, часто прагматичным реакциям, или их внешнему «отсутствию». «Надо быть сильными», «надо решать задачи», «не до сантиментов» и т.д.

И при этом в Библии написано «будьте как дети», и мы может по-разному это понимать, но вряд ли кто-то не согласится с тем, что искренность, подлинность, светлое, незамутненное злостью, завистью, страхами восприятие, радость каждой малости, дню, событию, человеку - это именно те качества детей, которые можно считать божественными, а значит в Библии написано именно о них. А может быть о чём-то ещё.  

Мы были детьми или «как дети», когда наше сердце отреагировало подлинными чувствами на что-то важное, тогда не осознанное. И эти чувства остались в нём навсегда. Это и есть Чувство Дома. То состояние, к которому нужно было прийти в «Алхимике» Паоло Коэльо. Которого нам не хватает, когда мы испытываем ностальгию. Чувствуя которое, мы становимся собой. Настоящими, чувствительными. Такими, какими мы пришли в этот мир. Такими, какими мы должны снова стать, пройдя испытания, потеряв и обретя профессию, мастерство, любовь, веру, людей.

chucstvo doma4

Конечно, мы взрослые, у нас есть обязательства, статус, правила, по которым мы привыкли жить. Мы находимся в нескольких системах разных масштабов, и время с каждым годом мчится всё быстрее. И мы не находим его на самое дорогое нашему сердцу, боясь сильных переживаний, встряски, с которой можно не справиться, осуждения ближайшего окружения, может быть, чего-то ещё. Мы боимся. Мы себя бережём. Вернее свой привычный жизненный уклад, удобство, комфорт, некую «стабильность». И уходим всё дальше от себя, подменяя внешними атрибутами то подлинное, что глубоко в сердце. То, что и есть мы сами. То, что чувствуем, когда занимаемся самым любимым делом, когда доверительно общаемся с самыми дорогими людьми.

Мы можем продолжать жить также, или можем как в омут кинуться в воспоминания о прошлом, старые отношения, переживания, радости, горести, обиды, незавершенные гештальты. А можем найти генеративное решение, разрешив себе чувствовать, выбирать по-настоящему своё. Выделить время на старых друзей, перестать бояться сильных переживаний и подумать, в чём их можно выразить, воплотить, созидательно реализовать. Что можно делать по-настоящему своё, бережно лелея Чувство Дома и создавая условия для формирования критериев личного благополучия в творческом созидании у своих детей и внуков, давая им возможность быть собой, и при этом быть вашими. Любимыми. Родными. Здоровыми и счастливыми. Чтобы когда-то потом, - может быть вас тогда уже и не будет, - они взяли в руки предмет из своего детства, с вами связанный, и почувствовали в сердце тепло и трепет. И осознали то, что я назвала Чувством Дома и чему посвятила эту статью.


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар