Диалектика мастерства

Пётр Силенок

master

Каждый Мастер уникален. Мастерство – это яркое свидетельство индивидуальности человека. Можно бесконечно любоваться работой Мастера в любой сфере деятельности. Создаётся впечатление, что творчеством Мастера руководят силы свыше, и это впечатление совсем не лишено смысла. Я точно знаю, что на Мастерском уровне человек пользуется особым Знанием Законов Созидания, и это ему открылось как Пространство Истины, Красоты и Гармонии.  Во всём, что он делает.

Я хочу говорить о диалектике жизни творческого мастерства. Мастерское творчество – это та самая форма жизни человека, к которой он стремится явно, а чаще неявно. Это именно способ жизни Мастера, а не просто выполнения каких-то, пусть и очень важных действий. Далеко не каждому удаётся жизнь Мастера…

Для меня совершенно очевидна неслучайность появления каждого из нас в этот мир. Мы призваны реализовать Себя в соответствии с так называемым Аутентичным Проектом. Самоосуществиться и самоактуализироваться – состояться как личность и тем самым как индивидуальность. Именно персональный глубинный Аутентичный Проект определяет основные интенции и векторы нашей жизни, качество жизни в любых наших жизненных ситуациях.

Уровень и качество жизни в разных контекстах и обстоятельствах задаётся именно бессознательными установками подлинности нашего изначального Аутентичного Проекта. Мы говорим о так называемой конгруэнтности – соответствии наших переживаний и поведения критериям и имплицитным требованиям Аутентичного Проекта. Каждый человек очень остро переживает эту неконгруэнтность – вплоть до серьёзных симптоматических фиксаций и даже заболеваний. Эта неконгруэнтность является главным фактором любых, в том числе и психологических проблем человека.

В Мастерском Качестве жизни человек конгруэнтен своему Аутентичному Проекту.  На мой взгляд, именно мастерское состояние наиболее полно выражает природу человека. Созидательность, творческий статус, завершённость и точность действий, изящество, красота и интерактивный характер деятельности – это внешние, скорее эстетические характеристики человека как мастера. В этой связи весьма уместно привести высказывание К. Маркса о том, что человека, конечно, можно довести до животного состояния, когда он станет есть сырое мясо, разрывая его ногтями. Но это никак не говорит о его собственно человеческой природе. Природа человека заключается не в примитивных вариантах его бытия, а в том, чтобы творить, обретать себя в этом и воплощаться в продуктах своей деятельности.

Мастерское состояние не является реактивным (стимул-реакция) и репродуктивным (простое воспроизводство уже имеющегося опыта) и не является жёстко привязанным к обстоятельствам. Человек в таком состоянии оказывается относительно автономным и независимым от непосредственных нужд и требований контекста. Зависимость же человека от собственных импульсов, страхов и внешних (контекстуальных) требований исключает состояние мастерства, являясь в известном смысле его противоположностью.

Мастерское качество – это реально творческая форма жизни, где творчество – это есть основной процесс преобразования имеющихся исходных данных в принципиально новые и часто неожиданные решения и идеи. Творческая поисковая активность Мастера направляется глубинной Волей нашей аутентичной природы. Аутентичный Проект находит своё выражение в реальных воплощениях Творческих Проектов Мастера.

Мастерская творческая активность осуществляется как процесс снятия противоречий так называемых генеративных пар. Генеративная пара – это диалектическое единство смысловых противоречивых значений. То есть эти пары, существуя в неразрывном целостном единстве, составляют реальную основу творчества Мастера. Примером может быть противоречивое единство известного и нового: любое знание предполагает встречу с его неизведанным, или, скажем, радость и печаль, актуальное и желаемое, светлое и тёмное, доброе и злое, любовь ненависть, глобальное и специфичное и т.д. Всё, что мы воспринимаем, и с чем имеем дело, имеет противоречивую противоположность.

Только Мастеру эта противоречивость открыта как исходная данность его творчества.  Примером может служить работа Мастера парикмахера. Он имеет точный образ адекватной причёски вместе с исходным состоянием. Этот образ диктуется именно этим самым исходным состоянием, которое преобразовывается в процессе создания причёски по модели качества высокого стандарта. Качество же высокого стандарта – изделие Мастера – определяется им исходя из понимания природы естественного положения дел. У Мастера есть только одно решение – лучшее. Мастерскую причёску можно создать только «снимая противоречие» между исходным уровней и уровнем модели высокого естественного «природного» стандарта.

Снятие противоречия посредством создания нового единства между исходным и желанным «естественным» уровнями составляет суть и содержание любого творчества. И в этом смысл диалектики жизни и творчества Мастера.  Противоречивое единство генеративных пар существует только на исходном уровне. Снятие же противоречивости и «борьбы» означает появление нового, - Мастерского решения – Изделия. Генеративные пары – «противоречивые противоположности» обретают новое место в целостном варианте, взаимообогащая и дополняя друг друга в синергическом взаимодействии.  Мастерская диалектика, таким образом, завершается обретением новой целостности, которую я и называю Мастерским Изделием. Это преобразование исходной противоречивости в новую «высокозначимую целостность» – в Изделие - суть процесс Генеративного Творчества Мастера.  

Базовым процессом творчества Мастера является процесс генеративной трансценденции исходных противоположностей в целостное непротиворечивое единство – Изделие. Эта новая целостность появляется как итог творческого решения и означает Новый интегративный уровень: инсайты, новое понимание и новое знание, красивая и гармоничная материальная форма результата… Можно утверждать, что процесс завершения Творческого Гештальта Мастера каждый раз осуществляется обретением целостного Изделия на более высоком, чем исходная диалектическая пара, уровне. В этом суть и природа акта творения.  Я утверждаю, что аутентичное завершение гештальта исходных противоречивых творческих посылок во всех случаях означает выход Мастера на новый уровень Качества жизни посредством появления у него Мастерских Изделий!


silenok small

Пётр Силенок - кандидат психологических наук (1986 г. Ленгосуниерситет), сертифицированный тренер НЛП международной категории (1995 г., Канада), психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы и единого Всемирного реестра, действительный член и преподаватель международного уровня ОППЛ, автор и руководитель модальности «Генеративная психотерапия», научный руководитель краснодарского центра НЛП «Логос», президент Краснодарского регионального отделения МОО РПП

👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация