Сейчас всё чаще поднимается тема профилактики и коррекции девиантного поведения. И как правило причины девиантного поведения ищут в патологии развития, в органической патологии, в педагогической запущенности, задержке психического развития. Эти все причины тоже имеют место быть, но не могу согласиться с тем, что работая с этими причинами, мы можем произвести действенные изменения.
Для того, чтобы произвести реальные, значимые изменения, необходимо перенести фокус внимания с того, что не так, на то, что есть в каждом ребенке и подростке, и даже юноше или девушке (инфантильном, конечно), проявляющем девиантное поведение, такое, что дает возможность всем этим причинам одержать верх!
Мы понимаем, что неблагоприятные факторы развития и становления личности могут привести к патологии, а могут и не привести к патологии. От чего это зависит?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, важно сделать важное допущение. Нужно признать ситуацию, что каждый человек, приходящий в этот мир, обладает уже по праву своего рождения одарённостью. И одарённость эта должна быть развита. И реализована. В идеале – в будущей его профессии. И тогда он будет чувствовать себя нужным, значимым, компетентным, лидером, успешным, счастливым. И мы легко признаём это, когда рассматривает ребенка из благополучной семьи, относительно здорового, которым родители занимаются, начиная с раннего развития.
И как же нелегко признать наличие одарённости в ребенке с врожденной органической патологией или педагогически запущенном, в том ребенке, который не может (не хочет) усвоить обычную школьную программу! Отказывается учить уроки, не соглашается следовать тем нормам, которые ему предлагают в школе и дома. Начинаем «давить» - болеет, замыкается в себе или проявляет агрессию. Где же там одаренность?
И как показывает моя многолетняя практика и практика моих коллег, которые работают с детьми инвалидами, преподают в коррекционных школах, ведут кружки, где наравне дети с привычным состоянием развития и дети с отклоняющимся от нормы поведением, развитием, дети-инвалиды и «трудные» дети, если ребенок находит занятие по душе, - начинают происходить чудеса. Самый педагогически запущенный ребенок, ребенок, который плохо видит, или слышит, ребенок с ДЦП, и так далее, - можно долго перечислять диагнозы, - начинает создавать шедевры. Или необычайно красиво петь, танцевать, рисовать, проявлять способности к авиамоделированию, спорту, написанию стихов, лепке, нестандартному мышлению или чему-нибудь еще. И большие, значимые способности.
Только надо их разглядеть, не фокусируясь, я бы даже сказала не фиксируясь на браваде, формах привлечения внимание взрослых и других детей к себе негативным то есть девиантным поведением. Нужно перестать замечать это поведение, перестать «кормить чёрного злого волка» и стать на долгий, нелёгкий, но очень благодарный путь приучения этого ребенка получать от мира энергию не через «пинки а через поглаживания», говоря словами Эрика Берна. Постоянно переключать «трудного» ребенка или подростка с негативного поведения на конструктивное, причем доставляющее ему удовольствие. А для этого такое поведение, то есть такую деятельность нужно найти. Это самое трудное. Это самый тернистый путь, требующий понимания, терпения, большого сердца, любви, уважения к каждому ребенку, независимо от его поведения, и, главное веры в него. Бесконечной всеобъемлющей любви и веры. Все, что недодали родители в том сензитивном периоде, когда легко было проявить одарённость, нам – педагогам, психологам, тренерам, воспитателям, репетиторам, няням и гувернанткам нужно сейчас дать, открыть, развить. И, конечно, чем раньше мы начнём это делать, тем легче. Но даже, если это уже совершеннолетний человек, ещё не поздно начинать заниматься открытием и развитием его одарённости. И мы можем здесь приводить множество примеров из истории гениев и больших теперь всемирно известных талантов в разных областях, раскрывшихся во взрослом и старшем подростковом возрасте: Энштейн, Чайковский, Милтон Эриксон, Софья Ковалевская и многие, многие другие люди, Проявившие свою одаренность не в детстве, а значительно позже. Причем они нарушили стереотипы о том, что музыкой надо заниматься с раннего возраста, человек с полиомиелитом (или рассеянным склерозом по другой версии) навсегда инвалид, неизлечим и уже вряд ли сможет чего-то достичь в своей жизни, если с детства не дается математика, то ты гуманитарий и не трать время на изучение точных дисциплин.
Нужно выйти за рамки всех этих стереотипов, а ещё очень высоко поднять планку в своей работе. Мало достичь того, чтобы трудный ребенок или подросток начал хорошо рисовать, петь, лепить, прыгать в длину, решать задачи, - то есть достиг среднестатистической нормы успешного в каком-то виде деятельности ученика. В ситуации, когда за плечами у этого ребенка, подростка, длительный, полный боли и унижения путь, когда в него не верили, его отрицали, принижали, игнорировали, ругали, наказывали, для того, чтобы он стал полноценным членом общества, необходимо теперь помочь ему подняться на большую высокую вершину успеха.
Только это противопоставит его долгой (а в детстве кажется долгим тот период, который с точки зрения взрослого, совсем незначителен) печальной и бесперспективной истории возможность и высокую вероятность успеха, признания и счастья. И наша задача состоит не только в том, чтобы научить что-то делать хорошо, но и дать этому рост и развитие с совершенно реальными и признаваемыми другими людьми достижениями уже сейчас. То есть участие в больших проектах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, конференциях. Постоянная поддержка в процессе этого участия. Безусловная вера в своего ученика, как бы трудно не было с ним общаться, отстаивание иго интересов, помощь ему. То есть всё то, что надо было дать раньше – и не было бы девиантного поведения, которого мы теперь так боимся.
И важно понимать, что всё лидерство, которое трудный ребенок или подросток успешно или не очень пытался заполучить, проявляя девиантное поведение, теперь нужно научить его завоевать конструктивным способом. То есть постоянно рассматривать девиантное и деликвентное поведение как запрос на лидерство с заблокированной не проявленной одаренностью. И это иногда долгий путь. Нужно быть готовыми к тому, что результаты могут быть как быстрыми так и долгими - это вопрос везения. Как быстро удастся найти то, что действительно подходит этому ребенку или подростку как любимое занятие. Можно сразу попасть, можно с какой-то по счёту попытки. И вот здесь как раз поле для деятельности психолога или педагога психолога. У нас есть инструменты для выявления одаренности, склонности, направленности. И здесь нужно будет снимать травму и проводить психотерапию. Здесь привычной коррекцией не отделаться, к сожалению. Надо признать. Девиантное поведение не откорректировать. Только системная работа, включающая в себя психотерапию и вовлечение и сопровождение в деятельности по открытию и развитию одаренности и достижению в этой деятельности высоких результатов и обретению в этой деятельности понятых и понравившихся перспектив.
А ещё работа с родителями. Родители имеют большую власть над детьми. И они блокируют одаренность. Они сопротивляются развитию ребенка. Это законы эволюции. Всем своим существованием ребенок отрицает родителей. И родители, которые в идеале должны поддерживать, помогать, создавать условия для гармоничного развития и роста, соревнуются, подавляют всеми существующими способами своё чадо. Но об этом я напишу в следующей статье.
Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар