Мой ребёнок начал курить! Часть 4

Инна Силенок

kurit

Продолжим разговор о начале курения детей, реакции родителей на эту ситуацию, последствиях этой реакции. Как я уже писала, важно осознать, чего мы на самом деле хотим в ситуации, когда ребенок начал курить или просто попробовал свою первую сигарету. А как мы уже знаем, сам факт первой выкуренной сигареты вовсе не означает, что ребёнок будет курить дальше. И здесь многое зависит от родителей. Для того, чтобы не навредить своему ребёнку сейчас или его будущему, нужно не только понимать, чего мы на самом деле хотим.

Нужно осознавать свои намерения, контролировать свои желания, особенно когда они касаются вашего ребенка или другого близкого человека. Как-то на приёме мать 12-летнего подростка мне сказала: «Хорошо бы ему стало так плохо от курения, чтобы он никогда больше даже не подумал о сигарете!», - звучит не очень, - правда?

Мы уже не раз писали в разных рубриках о том, что нужно уметь правильно ставить цели. То есть ваша цель обязательно должна соответствовать критериям правильно сформулированного результата как это предлагается в НЛП:

  • Цель должна быть реальной. То, что я хочу получить в возникшей ситуации курения моего ребенка должно быть реально осуществимо. Потребовать с ребенка клятву больше никогда не курить, получить эту клятву, и быть при этом уверенными, что он её никогда не нарушит – это утопия.
  • Цель должна быть сформулирована с личной ролью. То есть я хочу что-то сделать для своего ребенка, чтобы…, а не я хочу, чтобы мой ребенок что-то сделал. Вариант «Я хочу, чтобы он…», - к сожалению, не работает;
  • Цель должна быть позитивно сформулирована. То есть я хочу что-то сделать, а не я не хочу, чтобы… или Я хочу, чтобы не …. Также формулировка цели не должна содержать в себе скрытую негативную семантику: (Я хочу запретить моему ребенку курить, удержать от курения, отучить курить, заставить не курить и т.д.). С подобными целями мы чаще всего сталкиваемся в ситуациях конфликта родителей с детьми из-за их курения. Родители хотят, чтобы ребенок не курил, или чтобы ребенок бросил курить. Но цель, сформулированная таким образом – не работает. В выше приведенном примере, где мать говорит, что ребенку должно стать «так плохо от курения», содержит в себе несколько нарушений условий правильно специфицированного результата. В том числе содержит негативную формулировку.
  • Цель должна быть значимой. То есть, осуществится только то, чего я действительно хочу, что для меня по-настоящему важно, а не то, что «было бы для меня не плохо, но, в общем-то, не очень значимо». Если для меня очень важно по каким-то соображениям остановить процесс курения моего ребенка, то я смогу решить эту задачу, а если я думаю, что «было бы не плохо, если бы он не курил», то ребенок так и будет курить, пока сам не решит, что ему это больше не нужно;
  • Цель должна быть конкретной. Я думаю о том, что именно я собираюсь сделать, как именно я собираюсь повлиять на своего ребенка, чтобы он принял решение по поводу курения, устраивающее нас обоих;
  • Цель должна быть контекстуальной. То есть важно представлять себе, что, где, как, когда и при каких обстоятельствах я буду делать, полезно мысленно нарисовать себе картинки общения с ребенком по поводу его курения и замены курения на что-то для него приятное, и при этом полезное, решающее те же задачи, которые помогает решить курение;
  • Цель должна быть экологичной. Очень важно, чтобы поставленная цель принесла пользу, а не вред вам, вашему ребенку и вашим с ним взаимоотношениям. Причём понимание пользы и вреда должно соответствовать не только вашим критериям, но, в первую очередь, критериям вашего ребенка. Если вы заставите своего ребенка прекратить курение или даже заменить курение на что-то другое, очень важно, чтобы это «другое» действительно подходило ребёнку и утилизировало все причины, по которым ребёнок выбрал курение. Варианты с конфетами и семечками, которые могут подойти многим взрослым, для которых курение не является единственной возможностью раскрепощённо пообщаться, вряд ли подойдут неуверенному в себе подростку, для которого сигарета – это единственный способ почувствовать себя на-равных со своими авторитетными сверстниками, единственная, как ему кажется, возможность быть принятым в «привилегированное» сообщество «крутых» ровесников. Как вы уже догадались, в выше приведенном примере, где ребенку должно «стать так плохо» от курения, цель матери не экологична! Она даже весьма опасна. Такие цели ставить просто нельзя.

Задача договориться с ребенком о прекращении курения и замене курения на что-то другое, подходящее вам и ему – не проста. Здесь очень полезна помощь психолога. Ведь для того, чтобы её решить, необходимо справиться с собственными эмоциями, во первых (но не подавить их, а использовать как сигнал), а во вторых, нужно сформулировать общую с ребёнком цель так, чтобы она работала. Этим процессам обычно мешают убеждения, которые есть у родителей по поводу курения детей и того, что это курение может означать.

На одном из семинаров для родителей я предложила участникам написать: «Мой ребёнок начал курить, и это для меня означает:…» В результате я получила показательные формулировки родительских ограничивающих убеждений. Об этом и о том, что же всё-таки делать, какую именно нужно проваодить работу, если ребёнок начал курить, читайте в завершающей части статьи «Мой ребёнок начал курить».


demishonkova small

Инна Силенок - главный редактор, психолог, президент МОО РПП, член Союза писателей России, психотерапевт Европейского и Всемирного реестров, Мастер-тренер НЛП, эриксонианский гипнотерапевт, г. Краснодар