В ожидании книги Татьяны Василец «Моя крепость. Секреты счастливой семьи» публикуем весьма полезный материал о том, как приучить ребенка самостоятельно разжевывать пищу и есть всё, что ему необходимо, согласно возрастных особенностей развития малыша.
- Моему сыну четыре года, но он ест только измельчённую в блендере пищу, отказывается от всего нового. Даже мягкие продукты хлеб, банан, картофель в супе не берет в рот, отказывается категорически!
Мать ребенка, молодая женщина, огорчена, расстроена и озадачена сложившимся. Она кормила сына грудью до трех лет, считала, что так лучше для ребёнка. Супы и каши блендерила, в результате, когда ребенок пошёл в детский сад, он стал отказываться от еды. Тогда-то и выявилась эта проблема.
На консультации выясняется, что ребенок испытывает страх перед любой пищей, которую надо жевать. Он боится подавиться и отказывается от еды! Оказывается, он не умеет жевать! Эта функция у него не сформировалась, было упущено время, когда умение жевать вырабатывается на бессознательном уровне, как подражание окружающим.
При хорошей чистой речи, в отношении еды язык не приспособлен передвигать пищу во рту свободно и ловко, так как в норме делает любой из нас. Эта привычка не сформирована. И при попадании даже крошки в рот, язык становится неповоротливым.
Основные две причины отказа от еды:
- страх подавиться;
- отсутствие привычки кусать и пережевывать твердую пищу.
В последние годы обращения к психотерапевту со сходной проблемой у маленьких детей в возрасте четырех-пяти лет стали чаще. Что же не так? В чём основные жалобы? Жалобы родителей на избирательность пищи и отказ от твёрдой еды. Во всех случаях проблема связана с затяжным кормлением измельчённой блендером пищи и, в половине случаев, долгое грудное вскармливание до двух и более лет.
То есть, гиперопека налицо. Заботливые мамы просто измельчали пищу блендером. В результате дети научились глотать гомогенно-жидкую пищу, которую не надо пережевывать.
Как следствие этого, появился страх подавиться твердой пищей. Четырехлетние дети с такой проблемой боялись даже откусить маленький кусочек шоколадки. Они не умели перемещать пищу в полости рта, пользуясь языком. Их беспомощность в отношении еды, вызывала у меня жалость и сожаление об упущенном времени.
До двух лет ребенок выполняет движения, связанные с едой, не включая осознанность. Он с удовольствием грызет яблоки, сушки, огурцы. При этом тренируются вкусовые рецепторы, зубы и язык.
Если мать боится, что её ребёнок может подавиться и все блендерит, то малыш начинает привыкать к тому, что ест только измельчённую пищу. После трех он уже не знает, что делать с твёрдой пищей и отказывается от неё, любая пища связанная с жеванием вызывает страх.
С такими детьми приходилось работать детскому психологу не один месяц, чтобы ребёнок решился попробовать. Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Страх устранялся постепенно, медленно через игру, арт-терапию, формирование уверенности у ребенка и новых поведенческих навыков. Всё это проводилось на фоне седативной лекарственной терапии.
На четвёртом-пятом занятии психолог предлагала покусать бумагу, потом оторвать кусочек и выплюнуть. Это проводилось в форме игры, например, “Давай проверим силу зубов?” Или “Кто дальше плюнет?” Подобные игры помогали почувствовать, что зубы могут кусать, язык может выталкивать бумагу. В игре снимался страх.
Еще через два-три занятия она предлагала принести банан или шоколад. И было большим достижением, если ребенок позволял себе откусить маленький кусочек и хотя бы минуту подержать во рту.
Вот так маленькими шажками вместе с психологом малыш преодолевал страхи и шёл к своей очередной победе. В этом процессе оздоровления важно иметь терпение, не торопить и ни в коем случае не давить на малыша.
С родителями тоже нужна работа на снятие их тревожности и создания правильного взаимодействия с ребенком, то есть с уходом от гиперопеки.
Чтобы избежать подобных ошибок и проблем нужно знать возрастные нормы и особенности развития ребенка.
От полугода до трехлетнего возраста формируется временный прикус, прорезываться все молочные зубы. С девяти месяцев ребёнка следует отучать от соски и постепенно включать в его рацион еду, которую нужно жевать. Малыш может первыми двумя или четырьмя зубами помусолить сушку или очищенное яблоко. Именно в этот период малыш не испытывает страха перед чем-то новым, и поэтому легче вводить новые продукты и новые вкусы.
Кормление нельзя совмещать с гаджетами (мультфильмами, телепередачами): это нарушает получение удовольствия от вкусовых рецепторов.
Не следует бояться, что ребенок может подавиться, если он принимает пищу сидя, а не лежа. У маленьких детей срабатывает защитный механизм, и они срыгивают пищу, если что-то не так.
С возрастом малыша ваши страхи передаются ребенку, к трем годам он уже может осознанно, как и вы, бояться подавиться.
В норме правильно пережёванная пища улучшает пищеварение и способствует нормальному развитию верхней и нижней челюстей.
Поэтому не увлекайтесь блендером и убирайте ваши собственные страхи.
Спокойное настроение родителей тоже передаётся ребёнку, и он развивается свободно и естественно, не доставляя особых хлопот.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа