Уважаемые читатели! Тема конфликтов братьев и сестер – одна из наиболее частых причин обращения к психологу семей, в которых два и более детей. Особенно часто это происходит в семьях, где два ребенка. Сегодня об этих проблемах рассказывает опытный врач психотерапевт Татьяна Витальевна Василец.
Хочу описать три обращения родителей с аналогичными проблемами. Причиной обращения был старший сын – подросток 12 – 13 лет. Жалобы на снижение успеваемости, частые ссоры с младшим братом, раздражительность, гневливость.
Во всех трех случаях младшим братьям было около 6 лет. Родители приходили на прием с обоими детьми, для семейного психотерапевта это оптимально. Я могла наблюдать взаимодействия родителей и детей. Младшие дети выглядели улыбчивыми ангелами, старшие были напряжены и насторожены. Ухудшение взаимоотношений у братьев, появилось в последний год.
В первой семье подросток так прямо и заявил на приеме: «Все мои проблемы связаны с младшим братом. Он мешает мне учиться, берет мои вещи, заходит в мою комнату без спроса, отвлекает меня от уроков».
Во второй и третьей семье подростки молчали. Родители обвиняли подростка в его неуживчивости, придиркам к младшему брату, крикам и конфликтам, которые затевал старший.
Подростковый период сложный сам по себе, из-за гормональной перестройки и настроение порой меняется без видимых причин.
На фоне старшего, младший, обычно, кажется нежным и беззащитным. Но если вспомнить старшего в том же 6-летнем возрасте, наверняка к нему предъявлялись большие требования, чем к младшему.
Именно поэтому родители, часто необъективны к старшему, и не замечают провокации младшего, когда он мешает брату.
Когда, я обращаю внимание матери или отца на то, что старший сын учится в 7-м, то есть старшем классе, и к его занятиям уроками надо проявлять уважение, и не позволять младшему отвлекать и мешать, то отношения начинают выравниваться. Если объяснять спокойно, то младший начинает испытывать уважение и к брату, и к урокам, которые ждут его впереди.
Со старшим братом, мы разрабатываем тактику сотрудничества с младшим, вместо тактики войны, которая уже закрепилась в их отношениях.
Сразу скажу, это достигается не за одну встречу, а за несколько, так как нужна психотерапевтическая коррекция. Можно встречаться один – два раза в неделю, и 5 – 8 занятий меняют атмосферу в семье и повышают успешность старшего сына. А это дорого стоит!
Когда дети и взрослые в семье чувствуют себя одним сплоченным коллективом, в котором всегда можно получить поддержку, улыбку и одобрение, то всем хорошо и спокойно.
Татьяна Василец - врач психотерапевт высшей категории, Директор Центра «Вдохновение», Анапа