Когда в семье болеет ребенок – это всегда стресс. И для ребенка, и для родителей. И, к сожалению, не бывает так, чтобы детство обошлось совсем без болезней. В той или иной степени с этим приходится сталкиваться всем родителям. Конечно, папам и мамам хочется видеть своего ребенка здоровым, счастливым, успешным, оградить от всех бед и несчастий! И всё же, реальность вносит свои коррективы, и время от времени проявления детского нездоровья имеют место быть в каждой семье.
Часть из них может быть следствием нормального развития растущего организма. Как, например, недомогания, сопровождающие процесс появления зубов у малыша. Или функциональные сбои органов из-за слишком быстрого роста тела подростка. Ушибы, ссадины, синяки – это неотъемлемое «сопровождение» двигательной активности ребенка. Детство ребенка может сопровождаться и психосоматическими проявлениями, которые возникают под воздействием психических факторов: стрессов, неправильного воспитания, учебных перегрузок и т.д. Они могут проявляться в виде неврозов, дистоний, гастритов и других часто встречающихся болезней. Многие из этих болезней можно вылечить или предупредить с помощью коррекции поведения ребенка и родителей.
Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери. Часто бывает так, что через болезнь ребенок «кричит» своей маме, что очень хочет внимания. Катастрофически испытывает его нехватку. Это может быть обусловлено разными причинами – особенностями личности ребенка, занятостью матери, сложившейся ситуацией в семье. И, наконец, собственных ресурсов не хватает, что-то ломается. И тогда тело приходит на помощь, оттягивая проблему на себя. И дитя благодаря болезни легально может получать мамино внимание, заботу, поддержку. Кроме того, ребенок в возрасте до пяти-семи лет часто своим заболеванием выражает состояние матери, или всей семейной системы. В семейной психологии даже есть такой термин «идентифицированный пациент».
Идентифицированным пациентом может быть любой член семьи, любого возраста и социального статуса. Как правило, этот человек больше других членов семьи переживает по поводу различных неприятностей и трудностей семейной системы, и с помощью своего поведения «сообщает» о её дисгармонии. Когда идентифицированный пациент – ребенок, то часто именно его состояние, здоровье и поведение служит поводом для обращения за психологической помощью. Тогда кто-то из родителей (а иногда они вместе) приводят ребенка на прием к психологу со словами: «Сделайте с ним что-нибудь…». Как правило, всем взрослым в этой семье бывает удобно принять за аксиому убеждение, что если бы не он (не его болезнь, привычки, скверный характер и т.п.), то семья наконец-то зажила бы счастливо. Психологические защиты работают, и бывает очень неудобно и даже страшно признаваться самим себе в том, что не может один человек, а тем более ребенок быть причиной всех неприятностей семьи. И, если положить руку на сердце, стоит признать, что проблемы зачем-то нужны и поддерживаются всей семейной системой. В этом случае часто болезнь ребенка, как выражение симптома семьи есть телесное выражение чувств, страхов, подавленного гнева, вытесненных переживаний.
Как пример вышесказанному вспоминается шестилетний мальчик, которого на прием привела бабушка с жалобами на патологические страхи. Дальнейшая работа с мальчиком прояснила, что страхи он сначала выдумывал, а потом и начинал в них верить, чтобы спасти семью от развода. Потому что, родители, объединившись в борьбе с «непонятной болезнью» мальчика, активно начали водить его по врачам и психологам, забывая про «междуусобицу». Как только состояние мальчика стабилизировалось, ссоры между ними возвращались, и ему приходилось «трудиться» снова. Или случай с подростком, который «запутался» в своей половой роли. Он не мог выбрать – кем же ему все-таки хочется быть – мальчиком или девочкой. А корни проблемы уходили в семейные отношения между родителями. Когда пришла пора психологически выбирать свой пол, что делает каждый человек в подростковом возрасте (осознанно или нет), мальчик вдруг обнаружил, что не хочется быть похожим ни на одного из родителей. На отца – потому что мальчик потерял к нему уважение из-за его постоянных измен матери. На мать – потому что она женщина, а он, все-таки, рожден мужчиной. Или случай с пятилетним мальчиком, который среди ночи приходил в постель к своим родителям и спал с ними до утра, потому что боялся оставаться в комнате один. На самом деле, он таким образом помогал родителям обходить больную тему с интимной близостью, которой у них не было уже несколько месяцев. И так далее.
Задача специалиста в этом случае – переключить внимание членов семьи с обвинений в адрес идентифицированного пациента на то, что происходит в семейной системе. Задача родителей и других членов семьи – найти в себе силы, и отказавшись от механизмов самообмана, начать работать над изменениями привычного хода вещей. Лучше в этом случае обращаться за профессиональной помощью специалистов – психологов и психотерапевтов. Просто потому, что семья – это система, а система всегда стремится к постоянству, даже если это постоянство болезненно и травматично для ее членов. Кроме того, поведение членов семейной системы может быть отражением родовых сценариев, закрепленных не в одном поколении.
Конечно, не всегда болезнь ребенка – это выражение семейного симптома. Бывает так, что это болезни роста и развития, генетические заболевания, или ребенок телом просто помогает себе прожить то, на что ресурсов психики не всегда хватает. При всем этом вполне реально для родителей и семьи в целом, свести болезни к минимуму, помочь ребенку быстрее выздоравливать. На этом пути поможет желание учиться замечать в телесных симптомах выражение эмоций, чувств, выражение души. И помочь ребенку начать выражать это другим, более здоровым способом.
Анна Денисова - кандидат психологических наук, действительный член ОППЛ, г. Анапа